Другие мероприятия

Расширенное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по вопросу «О государственном регулировании вопросов содержания и экспертизы учебников для образовательных организаций»

РЕШЕНИЕ

по итогам расширенного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по вопросу «О государственном регулировании вопросов содержания и экспертизы учебников для образовательных организаций»

 

22 марта 2022 года

Обсудив вопрос «О государственном регулировании вопросов содержания и экспертизы учебников для образовательных организаций», Комитет отмечает следующее.

Работа по данной проблематике ведется Комитетом во взаимодействии с Минпросвещения России, Минобрнауки России, экспертным сообществом на системной основе.

Подходы к решению проблемы обсуждались на расширенном заседании Комитета «О качестве изложения учебного материала в учебнике «Русский язык. 6 класс» под ред. М.Т. Баранова и др.» (15 декабря 2020 года), в рамках «правительственного часа» с участием Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова на тему «О ходе реализации национального проекта «Образование» (27 января 2021 года), открытого диалога с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой на тему «О стратегических направлениях развития системы образования Российской Федерации» (16 марта 2021 года), в ходе «круглых столов» на тему «О государственной политике в сфере воспитания и социализации подрастающего поколения: проблемы, перспективы развития и пути решения» (30 марта 2021 года) и «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации» (21 октября 2021 года), а также на совместном заседании «круглого стола» Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «О корректировке содержания учебников (учебных пособий) для образовательных организаций в части включения в них раздела «Военно-историческое наследие России», рассказывающего о выдающихся предках и современниках, их подвигах и победах, об их любви к Родине» (21 сентября 2021 года).

На указанных мероприятиях подчеркивалась необходимость совершенствования процедуры проведения экспертизы учебников, корректировки их содержания не только для общеобразовательных организаций, но и для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также важность проведения системной работы по историческому, историко-культурному просвещению подрастающего поколения.

Существующие в настоящее время подходы к формированию федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – федеральный перечень учебников), заложены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня) (далее – Порядок формирования федерального перечня учебников), а также предельный срок использования учебников, исключенных из указанного федерального перечня, утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников;

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Рекомендацию о включении учебника в федеральный перечень принимает Научно-методический совет по учебникам, создаваемый Минпросвещения России.

Также, по решению министерства, организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы учебников может возлагаться на подведомственные Минпросвещения России организации.

Для повышения ответственности экспертов Порядком формирования федерального перечня учебников предусматривается размещение издателем на обороте титульного листа учебника фамилии, имении, отчества (при наличии) экспертов, осуществляющих экспертизу учебника, а также реквизиты приказа Минпросвещения России о включении учебника в федеральный перечень учебников.

Кроме того, в целях систематического обновления содержания учебников с учетом современных достижений науки и технологий, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях Порядком формирования федерального перечня учебников установлен срок действия экспертного заключения – 5 лет.

Во исполнение норм Федерального закона от 26 мая 2021 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части использования учебников для среднего общего образования приказом Минпросвещения России от 12 ноября 2021 года № 819 утвержден новый Порядок формирования федерального перечня учебников, вступивший в силу 24 декабря 2021 года.

Проводимая работа по совершенствованию экспертизы учебников неразрывно связана с решением задач, направленных на обеспечение надлежащего качества содержания учебников.

Учитывая, что формирование патриотизма как основы духовно-нравственного развития граждан Российской Федерации невозможно вне изучения культурного наследия страны, воспитания у нынешнего поколения чувства гордости за свою причастность к свершениям предков, уважения к государственному языку, Комитет подчеркивает, что в нынешних условиях особая роль отводится используемым в образовательном процессе учебникам, учебной литературе по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии.

На необходимость корректировки содержания учебников обратил внимание в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, отметив, что его «удивляет содержание ряда школьных учебников. Все что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ничего не сказано».

Минпросвещения России оперативно отреагировало на критику масштабной проверкой учебников.

Надо отметить, что в настоящее время в области исторического просвещения, патриотического воспитания государством во взаимодействии с профессиональным сообществом, общественными организациями определенные меры предпринимаются.

Так, вступил в силу и реализуется Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (по вопросам воспитания обучающихся), направленный на усиление воспитательной составляющей в системе образования.

Также 31 мая 2021 года Министерством просвещения Российской Федерации утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, в которых прописано, что они «обеспечивают личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания».

Кроме того, для обеспечения планомерного и наступательного подхода к вопросу отстаивания национальных интересов Российской Федерации, связанных с сохранением исторической памяти и развитием просветительской деятельности в области истории, Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2021 года № 442 создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению.

В целях популяризации исторического знания, противодействия попыткам фальсификации российской истории и формирования единых подходов к трактовке исторических событий Министерством науки и высшего образования приказом от 17 января 2022 года № 34 создан Экспертный совет по развитию исторического образования.

Вместе с тем, несмотря на проводимую работу, ряд вопросов по рассматриваемой проблематике остается неурегулированным.

В первую очередь обращают на себя внимание следующие проблемы.

Существуют серьезные изъяны в изучении отечественного исторического, историко-культурного, военно-исторического наследия.

Особенно это касается изложения учебного материала о крупнейших событиях отечественной истории, их участниках, вкладе выдающихся соотечественников в достижения и победы России.

Неоспорим факт, что в истории важен Человек, Личность. Для преподавания истории исключительно велика роль историко-антропологического подхода. Именно человеческое измерение прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. Гражданина, патриота страны можно воспитать только на примерах подлинного служения Отечеству. Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у обучающихся при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников через историю их рода и семьи. Поэтому очень важно, чтобы в учебниках истории предлагаемый учебный материал был не просто и не только набором фактов, но и отражал присутствие человека в конкретных событиях, содержал яркие примеры служения Отечеству, его защиты; примеры, которые показывают интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такое эмоционально-полновесное изображение событий отечественной истории является ключевым фактором формирования и развития у школьников чувства сопричастности к истории своей страны.

Образы литературы, культуры в историческом образовании являются важным ресурсом формирования мировоззрения обучающихся и главным способом трансляции традиций и ценностей российского общества. В связи с этим представляется необходимым воссоздание, разработка дидактических пособий, художественно-исторических хрестоматий для использования в образовательном процессе в качестве дополнения к учебникам.

Другой проблемой является недостаточное обеспечение преемственности между образовательными программами общего среднего образования и высшего образования. Кроме того, на непрофильных (не исторических) факультетах вузов преподавание истории зачастую носит формальный характер. При этом обращает на себя внимание и проблема недостаточного количества учебного времени, отводимого на преподавание исторических дисциплин.

Также существенной недоработкой является отсутствие преподавания на системной основе региональной истории (истории субъекта Российской Федерации), отсутствие соответствующих образовательных программ и учебников.

Вызывает вопросы и большое, чрезмерное количество включенных в федеральный перечень учебников/линеек учебников по русскому языку и истории.

С учётом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений, Комитет решил:

1. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о внесении изменений в Федеральный закон № 273-ФЗ в части закрепления за Правительством Российской Федерации полномочий по утверждению результатов экспертизы учебников, федерального перечня учебников по учебным предметам, играющим ведущую роль в формировании мировоззрения и гражданского самосознания обучающихся, – по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии;

о совершенствовании (воссоздании) системы государственной координации по вопросам изучения истории в образовательных организациях Российской Федерации и проведения предварительной экспертизы учебников (учебных пособий) по истории, допускаемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ для всех уровней образования, в части качества изложения учебного материала, в том числе с привлечением широкого круга академических институтов;

о процедуре, порядке организации проведения независимой дополнительной экспертизы учебников в случае поступивших в Минпросвещения России обращений от физических и (или) юридических лиц, указывающих на несоответствие содержания включенных в федеральный перечень учебников требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов либо на установление факта, подтверждающего нарушение процедуры прохождения экспертизы учебников, в том числе при наличии конфликта интересов.

2. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:

предусмотреть в Порядке формирования федерального перечня учебников проведение научной историко-культурной экспертизы учебников истории на соответствие историко-культурному стандарту, в целях противодействия фальсификации исторических событий;

рассмотреть вопрос о сокращении числа включенных в федеральный перечень учебников/линеек учебников по русскому языку, по истории;

разработать примерную основную образовательную программу по изучению истории субъекта Российской Федерации (региональной истории), предусмотрев для этого соответствующие учебные часы;

обеспечить выделение из курса «Окружающий мир» в 4-м классе самостоятельного курса «Рассказы по истории России» в целях обеспечения преемственности между историческими сведениями, получаемыми обучающимися на уровне начального общего образования и на уровнях основного общего и среднего общего образования (в соответствии с частью 4 подглавы 4.1. главы 4 Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 23 октября 2020 года № ПК-1вн);

предусмотреть среди ориентиров (критериев), являющихся обязательными при проведении экспертизы учебников истории, наличие примеров эмоционально-полновесного изображения событий истории Родины, ярких примеров служения Отечеству, защите его интересов;

проработать вопрос о введении в общеобразовательных организациях еженедельной 15-минутной «Информразминки» (информационной разминки), предусматривающей подготовку и выступления с сообщениями самих обучающихся, в целях формирования гражданского самосознания подрастающего поколения (по аналогии с проводившейся в школах политинформацией);

привлекать к проведению экспертизы учебников сертифицированных экспертов Российской академии образования.

3. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

обеспечить преемственность между образовательными программами по истории для основного общего, общего среднего образования и высшего образования;

разработать и внедрить в образовательный процесс дидактические материалы, художественно-историческую хрестоматию, обеспечив межпредметные связи с материалом других областей (русского языка, литературы, обществознания, географии, изобразительных искусств, музыки) и всестороннее изучение исторических событий;

проработать вопрос о введении обязательного изучения дисциплин «Русский язык» и «История Отечества» на 1-м курсе для всех факультетов (не только профильных) во всех образовательных организаций высшего образования Российской Федерации;

обеспечить непрерывное сопровождение развития профессионального мастерства, повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров системы образования, а также комплексной оценки уровня их подготовки, в том числе за счет формирования дополнительных образовательных программ по отечественной истории;

обеспечить изложение в учебниках истории учебного материала с акцентом на патриотическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся, на развитие и укрепление чувства гордости за подвиг многих поколений россиян, созидавших и защищавших наше Отечество, чувства сопричастности с героическим прошлым Родины.

4. Предложить Российской академии образования осуществлять подготовку профессиональных кадров для проведения экспертизы учебников.

5. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре продолжить работу по указанному вопросу.