Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Состояние и перспективы подготовки кадров в сфере культуры и искусства» (на площадке Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой), город Санкт-Петербург»

РЕШЕНИЕ

по итогам выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Состояние и перспективы подготовки кадров в сфере культуры и искусства» (на площадке Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой), город Санкт-Петербург»

 

31 марта 2022 года

Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре – сенаторы Российской Федерации, руководители федеральных органов государственной власти, руководители ведущих учреждений культуры всесторонне рассмотрев вопросы подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отмечают следующее.

В последние годы уделяется большое внимание развитию художественного образования и вопросам подготовки кадров в сфере культуры и искусств.

В Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808, поставлены задачи развития государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций, а также повышения качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

В настоящее время система отраслевого образования включает 63 вуза, из которых 49 находятся в ведении Минкультуры России; 232 профессиональные образовательные организации, в числе которых 10 училищ, подведомственных Минкультуры России, и около 5 тысяч детских школ искусств (далее — ДШИ), из которых 4767 находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области культуры.

Повышению качества образования, внедрению новых технологий, расширению перечня реализуемых образовательных программ и привлечению большего количества одаренных детей в ДШИ способствует реализация в субъектах Российской Федерации национального проекта «Культура». К настоящему времени 819 ДШИ и 97 училищ искусств в 83 субъектах Российской Федерации получили новые музыкальные инструменты, специализированное оборудование для учебных классов и залов, учебную и методическую литературу. 

С целью создания условий для обучения талантливых детей и молодежи с 2020 года за счет средств субсидии из федерального бюджета и средств региональных бюджетов было капитально отремонтировано и реконструировано 433 ДШИ в 78 субъектах Российской Федерации.

С 2021 года мероприятие по модернизации региональных и муниципальных ДШИ путем их реконструкции и (или) капитального ремонта включено в нацпроект «Культура».

В рамках национального проекта «Культура» Министерством культуры Российской Федерации реализуется масштабная программа повышения квалификации работников сферы культуры. Изменения, происходящие в сфере культуры, внедрение технологических инноваций и те цели, которые поставлены в нацпроекте «Культура», требуют от работников культуры новых профессиональных навыков и компетенций. В соответствии с нацпроектом к 2024 году запланировано повышение квалификации в Центрах непрерывного образования в сфере культуры 200 тысяч человек. На базе ведущих творческих вузов было создано в 2019–2022 гг. 19 Центров, где обучаются профильные специалисты по всем специальностям и направлениям подготовки в области искусства и культуры, креативных индустрий. В 2019–2021 гг. в Центрах прошли повышение квалификации 80 тысяч работников отрасли культуры из 85 субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Минкультуры России проведен мониторинг кадровой потребности сферы.

Важнейшим шагом в реализации государственной политики в области художественного образования и обеспечения правового регулирования системы образования в области искусств стал принятый по инициативе Президента Российской Федерации Федеральный закон от 24.03.2021 N 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“, основной целью которого было сохранение уникальной трехуровневой системы образования в области искусств (детская школа искусств – училище – вуз) и закрепление особого статуса творческого образования.

В соответствии с Законом:

1. Прием на обучение по программам среднего профессионального образования в области искусств осуществляется на основании результатов вступительных испытаний. Это позволит обеспечить прием на обучение по указанным программам наиболее одаренных и подготовленных поступающих.

2. Минкультуры России наделено правом устанавливать высшим образовательным организациям в сфере культуры и искусства контрольные цифры приема в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

3. Нормативно закреплен особый статус детских школ искусств как начальной ступени системы подготовки творческих кадров, а Минкультуры России наделено полномочиями по определению порядка осуществления школами образовательной деятельности.

Кроме того, принят Федеральный закон от 02.07.2021 № 321-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“, которым разрешается получать на конкурсной основе второе высшее образование в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по творческим специальностям бесплатно. Он также был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 года № 1880 утвержден порядок приема, перечень специальностей, на которые будет осуществляться прием лиц, а также перечень вузов.

Вместе с тем, участники заседания обратили внимание на ряд проблем, требующих дальнейшей проработки.

1. Проблемы рейтинговых показателей вузов искусств в оценке качества образования. Сегодня отсутствуют объективные критерии оценки эффективности творческой и научной деятельности, которые необходимо разработать в противовес традиционно используемым наукометрическим показателям для возможности создания объективной картины работы вуза по вышеуказанным направлениям.

Одним из инструментов такой оценки могла бы стать независимая оценка качества образования. В настоящее время критерии такой оценки отсутствуют, а аккредитационные критерии, общие для всех вузов, не в полной мере определяют качество творческого образования.

2. Проблема дистанционных технологий в образовательном процессе в вузах искусств. Обучение искусству подразумевает необходимость контактной работы, в то время как дистанционные технологии возможно внедрять лишь на уровне лекционных курсов, там, где не предполагается индивидуальное обучение.

Современные условия предполагают наличие специалистов нового типа, обладающих следующими свойствами и качествами: способностью к постоянному обучению и профессиональному развитию; умением пользоваться современными информационными ресурсами; способностью переключаться с одних профессиональных задач на другие; способностью к профессиональной самоорганизации.

3. Проблема отсутствия единой системы управления образовательными организациями сферы культуры и искусств субъектов Российской Федерации.

В настоящее время детские школы искусств, училища культуры и искусств имеют разную ведомственную принадлежность. Часть профильных образовательных организаций в субъектах РФ остается в ведении органов управления образованием, что не позволяет вести системную политику в области художественного образования и является причиной применения различных подходов к выстраиванию образовательного и творческого процесса, потере методических и творческих связей с отраслью культуры.

4. Проблема недостаточной кадровой обеспеченности муниципальных и региональных образовательных организаций сферы культуры и искусств, в особенности находящихся в сельской местности, старение квалифицированных педагогических кадров; отсутствие стимулов для привлечения к работе в таких организациях молодых специалистов.

С этой целью предстоит определить структуру подготовки и сформировать предложения по объемам контрольных цифр приема направлений подготовки (специальностей) для отрасли культуры в федеральных округах в целом по округу и в разрезе субъектов, входящих в состав округа с учетом развития отрасли в регионах, потребности потенциальных работодателей в творческих кадрах, разработать комплекс современных программ обучения по направлениям среднего профессионального и высшего образования в области культуры и искусства, предназначенных для формирования компетенций, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности в отрасли культуры в условиях развития креативных индустрий.

5. Проблемы трудоустройства выпускников Вузов искусств, определение механизмов содействия трудоустройству выпускников творческих вузов в учреждения культуры субъектов Российской Федерации, формирование реестра обучающихся, заключивших договоры о целевом обучении с последующим их трудоустройством в учреждения культуры регионов, увеличение численности студентов, проходящих стажировку и практику в организациях отрасли культуры, ориентация в подготовке высококвалифицированных кадров на текущие и перспективные потребности организаций культуры регионов с учетом задач стратегических инициатив.

В настоящее время требуется национальная программа профессионального роста работников сферы культуры, которая обеспечит их непрерывное образование и совершенствование профессионального мастерства.

С учетом важности рассмотренных вопросов, участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, рекомендуют:

Министерству культуры Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

рассмотреть возможность увеличения количества бюджетных мест
по программам ассистентуры-стажировки с целью обеспечения подготовки творческих и педагогических кадров высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям для восполнения дефицита преподавателей творческих вузов;

рекомендовать подведомственным творческим вузам с целью содействия трудоустройству выпускников проработать вопрос о возможности открытия на их базе центров компетенций;

разработать критерии независимой оценки качества образования в области искусств с целью включения в показатели деятельности образовательной организации высшего образования в рамках методики распределения контрольных цифр приема по направлениям подготовки (специальностям) и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств;

обеспечить интеграцию образовательного, творческого и исследовательского потенциала вузов культуры и искусств и учреждений культуры (музеев, театров, концертных организаций, образовательных организаций сферы культуры и искусств, библиотек, домов культуры и др.) в целях развития сетевого взаимодействия и обеспечения качественной подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, включая сферу креативных индустрий.

 

Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации:

 рассмотреть вопрос о внесении изменений в перечень аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ Минпросвещения России от 29.11.2021 № 869) с целью обеспечения корректной оценки деятельности творческих образовательных организаций.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: расширить практику направления студентов на целевое обучение для обеспечения кадрами учреждений отрасли культуры;

оказывать содействие в организации стажировок студентов в период обучения с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

совместно с муниципальными образованиями обеспечить возможность управления сетью образовательных организаций сферы культуры и искусства (ДШИ, училища и вузы культуры и искусств) органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере культуры, в целях проведения единой государственной политики в сфере художественного образования, а также недопущение сокращения сети образовательных организаций сферы культуры и искусств путем их реорганизации, присоединения к иным образовательным организациям (в том числе непрофильным) и учреждениям культуры.