Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Профориентация обучающихся как эффективный инструмент обеспечения экономики субъектов Российской Федерации востребованными квалифицированными кадрами (на примере Мурманской области)»

РЕШЕНИЕ

по итогам выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Профориентация обучающихся как эффективный инструмент обеспечения экономики субъектов Российской Федерации востребованными квалифицированными кадрами (на примере Мурманской области)»


18 февраля 2021 года
г.Кировск, Мурманская область

 

Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, посетив образовательные организации и производственные предприятия Мурманской области, рассмотрев вопросы организации и развития системы профориентации обучающихся как эффективного инструмента обеспечения региональной экономики на примере Мурманской области, отмечают следующее.

В регионе созданы условия для успешной реализации национального проекта «Образование», включая федеральный профориентационной проект «Билет в будущее», федеральный проект «Молодые профессионалы», основной целью которых является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися потребностями экономики в рабочих кадрах, создание условий для успешной интеграции молодежи в социально-экономическую жизнь области.

Одной из ключевых задач реализации всех национальных проектов в субъектах Российской Федерации является наличие и подготовка квалифицированных кадров. В связи с этим большая роль отводится доступности образовательных программ, направленных на получение навыков современных профессий. Важным механизмом решения обозначенной задачи является развитие системы профессиональной ориентации обучающихся.

Большая роль в работе по формированию практических навыков обучающихся отведена профильным производственным организациям – социальным партнерам, которые в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве обеспечивают профессиональные образовательные организации расходными материалами, предоставляют места студентам для прохождения практики, организуют стажировку мастеров производственного обучения. Они включены в общественные институты управления, участвуют в образовательном процессе с целью повышения профессионального уровня выпускников, профориентации школьников.

Одним из активных социальных партнеров региональной системы образования является компания «ФосАгро», чей опыт работы в этом направлении признан успешным не только в Мурманской области, но и на федеральном уровне. Благодаря деятельности компании решаются такие задачи, как выстраивание системы подготовки профессиональных кадров, прежде всего для горнодобывающей и химической отраслей, эффективное функционирование сети образовательных организаций дополнительного образования.

Социальная политика – неотъемлемая часть стратегии развития компании. Проекты «ФосАгро» направлены на обеспечение безопасных и комфортных условий труда, профессиональное обучение, решение жилищных проблем, улучшение качества жизни сотрудников и их семей, а также на социальное и экономическое развитие регионов, где расположены предприятия компании. Особое место занимает поддержка образования.

Агрохимическая компания выстраивает образовательную вертикаль «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие», которая позволяет оказывать поддержку образовательной инфраструктуре регионов присутствия и вести взвешенную кадровую политику.

Программы «ФосАгро-Классы», «ФосАгро-Колледж», нацелены на профориентационную работу, специализированное и углубленное изучение профильных предметов школьниками. Цель данных программ – обеспечение притока в компанию высокообразованной, имеющей хорошую профессиональную подготовку молодежи через повышение качества образования и целенаправленную профессиональную ориентацию.

Также успешно реализуются интегрированные в существующую систему управления персоналом компании программы: «Молодые кадры «Апатита» (проект по профориентационному просвещению о деятельности градообразующего предприятия, о востребованных профессиях и специальностях), «Молодые талантливые специалисты» (программа привлечения для работы на предприятии и дальнейшего развития талантливых студентов выпускных курсов и недавних выпускников вузов), «Кадровый резерв» (программа карьерного роста внутри компании).

Общая стратегия развития системы дополнительного образования, профориентации обучающихся и молодежи заявлена в уникальном проекте компании – программе «ДРОЗД – Детям России Образование, Здоровье и Духовность». В настоящее время программа объединяет свыше 6,5 тысяч детей из четырех регионов России в возрасте от 4-х до 18-ти лет. Приоритетной ее задачей является повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в образовательных организациях, обеспечение высокого качества образования, формирование физически здорового, всесторонне образованного, духовно развитого подрастающего поколения. Программа «ДРОЗД» является стратегической для компании «ФосАгро». Благодаря ее запуску выросло целое поколение воспитанников, добившихся значительных успехов в учебе и спорте. Передовая методика проекта отмечена Правительством Российской Федерации присвоением его разработчикам государственных премий.

Мероприятия программы позволили обеспечить приток квалифицированных, адаптированных к реальному производству, кадров в горнодобывающую и химическую отрасли, включая предприятия «ФосАгро».

Современный подход к реализации задач профориентации позволяет не только познакомиться с новыми технологиями, но и начать их осваивать и создавать нечто уникальное, востребованное внешним миром.

Профориентационные проекты компании ФосАгро работают и на такие стратегические направления государственной политики, как:

— создание современной системы непрерывного образования;

— развитие системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров через расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса;

— создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие и использование ее потенциала молодежи в интересах инновационного развития страны;

— подготовка квалифицированных работников в соответствии с потребностями региональной экономики и работодателей.

При этом необходимо отметить, что, несмотря на достижения в решении задач подготовки квалифицированных рабочих кадров, регион сталкивается и с некоторыми трудностями, в числе которых:

— проблема дефицита необходимых квалифицированных кадров;

— несовершенство нормативного регулирования сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с иными организациями;

— отсутствие достаточных правовых механизмов, побуждающих работодателей софинансировать подготовку профессиональных кадров;

— невозможность получения профессиональными образовательными организациями, осуществляющими производственную деятельность, мер государственной поддержки, предусмотренных для субъектов экономической деятельности и другие.

Учитывая изложенное, важность и актуальность обсуждаемого вопроса, участники выездного заседания Комитета решили:

1. Одобрить опыт работы Мурманской области в сфере развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики региона. Предложить субъектам Российской Федерации использовать этот опыт в своей деятельности.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

проработать вопросы:

— о создании единого федерального центра профориентации, в котором была бы собрана информация обо всех лучших российских региональных практиках профориентационной работы с обучающимися;

— о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, дополнив пункт 1 статьи 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации подпунктом 199 о включении в состав внереализационных расходов налогоплательщика расходы на финансирование организаций образования;

— о формировании на федеральном уровне механизмов использования оборудования и производственных участков организаций на условиях аренды в целях создания правовых условий для развития практикоориентированных моделей обучения с участием работодателей;

— о развитии инструментов укрепления взаимодействия профессиональных образовательных организаций с торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации, отраслевыми объединениями (ассоциациями) работодателей в части определения потребности в рабочих кадрах по отраслям экономики с учетом требований к их профессиональной компетенции;

— о разработке и запуске программы капитального ремонта профессиональных образовательных организаций (по аналогии с программой капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций);

учесть опыт промышленных компаний и предприятий в сфере подготовки квалифицированных инженерных и рабочих кадров по образовательной модели «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие» при формировании федерального проекта «Профессионалитет» и формировании образовательно-производственных кластеров в ключевых отраслях промышленности.

3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:

проработать вопрос о введении в системе общего образования практикоориенитированных курсов или направлений в целях ознакомления с актуальными профессиями;

подготовить предложения по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов при участии общественно-деловых объединений, работодателей на основе изучения практикоориентированного обучения школьников и углубленного изучения предметов естественно-научного профиля в образовательных организациях компании «ФосАгро»;

рассмотреть вопросы:

— о внесении необходимых изменений в нормативные правовые акты для унификации требований по взаимодействию образовательных организаций с работодателями, общественно-деловыми объединениями;

— о разработке рекомендаций по методической работе и тиражированию профориентированного обучения школьников при поддержке работодателя, общественно-деловых объединений;

— о дополнительных мерах поддержки педагогических работников, работающих по профориентированным образовательным программам, с углубленным изучением профильных предметов;

— о разработке образовательных профориентированных программ и учебно-методических материалов для углубленного изучения математики, информатики, физики, химии, предметов естественно-научного профиля;

— о создании базовых профориентированных образовательных центров для подготовки педагогических работников, обмена передовым опытом, подготовки учебно-методических материалов для дальнейшего тиражирования для применения в общеобразовательных организациях.

4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации:

изучить опыт компании «ФосАгро» по профориентированной подготовке специалистов со средним профессиональным и высшим образованием по образовательной модели «Школа – Колледж – ВУЗ – Предприятие», распространить его в субъектах Российской Федерации;

использовать наработанный компанией «ФосАгро» опыт преподавания, учебно-методические материалы для доработки, актуализации действующих профессиональных стандартов подготовки специалистов, бакалавров и магистров для различных отраслей экономики Российской Федерации;

проработать вопрос о предоставлении возможности профессиональным образовательным организациям, являющимся структурными подразделениями образовательных организаций высшего образования, участвовать в мероприятиях и конкурсных отборах образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в том числе на предоставление субсидий в целях создания (обновления) их материально-технической базы в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

рассмотреть вопросы:

— о создании базовых (эталонных) профориентационных центров высших компетенций на базе действующих профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования на основе лучших действующих по образовательной модели «Школа – Колледж – ВУЗ – Предприятие» с участием работодателей, с организацией трудоустройства выпускников в отрасли экономики;

— о создании банка лучших образовательных практик на основе опыта подготовки курса лекций по профильным предметам на цифровых носителях с целью их дальнейшего тиражирования;

использовать опыт Мурманской области при разработке содержания образовательных программ дополнительного образования детей естественно-научного профиля, в сфере технического творчества, а также при подготовке олимпиад соответствующего профиля.

5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть вопрос о доведении до расположенных на территории Мурманской области образовательных организаций высшего образования в полном объеме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по программам среднего профессионального образования.

6. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации подготовить предложения по разработке подпрограммы по закреплению профессиональных кадров в регионе в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

7. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону Российской Федерации, подготовить и направить в Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики предложения по возможному использованию опыта практикоориентированных образовательных программ по образовательной модели «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие» в целях закрепления квалифицированных кадров в отраслях экономики регионов.

8. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлять мониторинг исполнения настоящего решения.