Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Особенности реализации общеобразовательных программ в кочевых школах» (г.Салехард)

РЕШЕНИЕ
выездного заседания Комитета Совета Федерации
по науке, образованию и культуре на тему «Особенности
реализации общеобразовательных программ в кочевых школах»

2 апреля 2021 года
г. Салехард,
Ямало-Ненецкий автономный округ

Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре – сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа, Республики Саха (Якутия), Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, рассмотрев комплекс вопросов, связанных с повышением доступности и качества образования детей коренных малочисленных народов Севера, совершенствованием законодательного регулирования сферы оказания образовательных услуг в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, отмечают следующее.

Совет Федерации традиционно уделяет внимание вопросам поддержки детей, проживающих в районах Арктики и Крайнего Севера. Вопросы необходимости разработки и утверждения программы «Дети Арктики» неоднократно поднимались на площадке Совета Федерации, в первую очередь представляющими соответствующие регионы сенаторами Российской Федерации. По итогам встречи Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшейся 24 февраля 2021 года, Минвостокразвития России, Минпросвещения России, Минтруду России, Минфину России поручено проработать вопросы об источниках финансирования программы «Дети Арктики» и о возможности ее включения в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

В Арктической зоне Российской Федерации проживает порядка 82,5 тысяч представителей коренных малочисленных народов. Круглогодично в Арктике кочуют порядка 20 тысяч тундровиков с семьями. Можно выделить две формы получения общего образования, доступных детям из таких семей – школа-интернат и «кочевая школа».

В советский период школы-интернаты были универсальной формой обучения для детей коренных малочисленных народов. Дети живут в интернате в течение учебного года, встречаясь с родителями на каникулах. Однако при этом в числе негативных сторон такой формы обучения можно выделить: трудности адаптации ребенка в поселке, отрыв от семьи, резкая смена обстановки и культурной среды, ведущая к разобщению с традициями и обычаями родного народа.

Альтернативной формой обучения выступают «кочевые школы». Они были открыты в России еще в 20–30 годы 20 века. Затем на долгое время они прекратили свою деятельность. В начале девяностых начали открываться снова. Среди первых — кочевые школы в Оленекском и Момском улусах Якутии. Начиная с 2005 года, в Якутии реализован проект ЮНЕСКО, разработаны научные основы, создано региональное законодательство о кочевых школах. Всего в Якутии функционирует десяток кочевых подразделений с охватом около 100 детей. С 2012 года реализуется проект «Кочевая школа» Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – ЯНАО). В 2016 году проект был презентован в ООН, Ямал стал пилотным регионом по внедрению подобной формы обучения. На территории ЯНАО в местах кочевий образование предоставляют 22 образовательных организации: 17 кочевых детских садов и 5 школ. «Кочевым образованием» охвачено свыше 200 детей кочевников.

Важно, что проект «Кочевая школа» направлен на максимальное приближение обучения детей коренных малочисленных народов Севера к местам кочевий. Его реализация демонстрирует важность увеличения охвата детей дошкольным образованием. Предшкольная подготовка значительно улучшает последующую адаптацию ребенка к школе-интернату, где впоследствии обучаются многие дети из числа коренных малочисленных народов Севера. ЯНАО стал пилотным регионом и в другом проекте – «Дети Арктики. Дошкольное образование». Проект, представленный на Международном Арктическом форуме (29–30 марта 2017 года, Архангельск), направлен на оценку образовательных методик в сфере подготовки к поступлению в школу детей из малочисленных народов Арктической зоны России.

Новые возможности по обеспечению доступности и высокого качества образования, в том числе и дополнительного, в Арктической зоне Российской Федерации открывают новые цифровые технологии. К 2021 году в рамках национального проекта «Образование» все без исключения школы страны должны быть подключены к высокоскоростному бесплатному Интернету. Реализация этого мероприятия позволит собрать арктические образовательные организации в единую образовательную сеть, даст возможность всем школам, расположенным в удалённых и труднодоступных территориях, шире использовать возможности онлайн-образования, а учителям дистанционно повышать свою квалификацию. Также это поможет в решении вопроса с дефицитом кадров, которых зачастую не хватает в отдалённых районах.

В настоящее время в 8 субъектах Российской Федерации 4676 семей ведут традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В кочевых семьях – 6569 детей, из них дошкольного возраста– 2203, школьного возраста – 4366. Семьям, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни, оказывается социальная поддержка посредством выделения субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение детей из числа коренных малочисленных народов интернатами, проездом в стойбища и обратно авиационным видом транспорта.

Для обеспечения доступности общего образования в субъектах Российской Федерации накоплена практика организации воспитания и обучения детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе для развития кочевого образования сформирована нормативная правовая база. На законодательном уровне закреплены права родителей на выбор формы организации образовательного процесса, установлен повышающий коэффициент за разъездной характер работы педагогическим работникам, обучающим детей, ведущих кочевой образ жизни (статья 13 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»).

В Республике Саха (Якутия) действует региональный закон от 22 июля 2008 года № 591-З N 73-IV «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)».

Кочевое дошкольное образование в основном апробируется в двух моделях:

полустационарная — дети вместе с родителями проживают в тундре в условиях этностойбища, рыболовецкого стана. Обучение происходит в специально созданных (построенных) чумах (либо домиках, модулях). Педагог при этом является либо жителем этого поселения, либо приезжает для работы вахтовым методом на 1–2 месяца (жилье предоставляется);

кочевая – при которой «кочевой воспитатель» выезжает по месту проживания детей и проводит занятия непосредственно в чуме, в котором проживает ребенок вместе с родителями, либо в отдельном этнопедагогическом чуме. Модель используется в случае, если семьи кочевников проживают на очень большом расстоянии от населенных пунктов. Работа педагога при этом носит разъездной характер, связана с переездом из одного стойбища в другое.

Практика показала, что из указанных моделей наиболее полно дает возможность создать образовательную среду, отвечающую требованиям как федеральных государственных образовательных стандартов, так и обеспечивающую комфортные условия, максимально полно соответствующие социокультурным традициям кочевого населения, полустационарная модель.

Значительно облегчается организация кочевого образования в том случае, если «кочевой» воспитатель – это член семьи, ведущей кочевой образ жизни, имеющий соответствующее педагогическое образование.

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрен комплекс норм, последовательно обеспечивающих общедоступность образования, в том числе механизмы его получения различными категориями обучающихся. Так, в статьях 5 и 8 Федерального закона № 273-ФЗ установлены нормы об общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего образования, обеспечении и организации предоставления дополнительного образования детей. Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона № 273‑ФЗ общее образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в форме семейного образования. Также в соответствии с частями 2 и 3 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей образовательной программе.

Проанализировав существующий комплекс правовых норм в части обеспечения общедоступности образования, в том числе механизмы его получения детьми из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущими совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, участники заседания считают необходимым отметить следующие особенности, определяющие специфику получения образования детьми коренных малочисленных народов, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни:

— получение образования вне образовательной организации, на большом расстоянии от населенных пунктов, непосредственно в местах компактного проживания коренных малочисленных народов;

— семейное образование для данной категории детей в массовой практике практически неосуществимо по причине низкого образовательного ценза родителей и их большой занятости по ведению хозяйства в течение всего дня;

— кочевое обучение в отличие от семейного образования и самообразования, осуществляется в определенной образовательной организации (фактически находится в местах кочевий), на ребенка на время освоения образовательной программы распространяются все права и обязанности обучающегося;

— применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий также малоосуществимо, в связи с удаленностью мест кочевий от населенных пунктов, малоразвитостью транспортной инфраструктуры, отсутствием Интернета и средств устойчивой связи, дефицитом энергообеспечения кочевых родовых общин, отсутствием качественных бытовых условий.

Таким образом, единая система согласованных и взаимодополняющих нормативных правовых актов по регулированию образования детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в настоящее время сформирована недостаточно, что субъектам Российской Федерации приходится компенсировать собственным нормативным регулированием на региональном уровне.

Ознакомившись в рамках программы выездного заседания с практикой организации образовательного процесса в местах кочевий, участники заседания обращают внимание на ряд обстоятельств, препятствующих доступности качественного образования для детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в числе которых:

отсутствие организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих систему организации обучения создания и материально-технической базы в местах кочевий, постоянного научно-методического сопровождения образовательного процесса;

дефицит разработанных методик обучения и воспитания детей с учетом особенностей кочевого образа жизни, а также учебников, учебных пособий и дидактических материалов, адаптированных для таких детей;

отсутствие системного подхода в подготовке педагогических кадров со знанием языка, культуры и традиционного хозяйствования тундрового населения, которые могли бы обеспечивать полноценное образование в экстремальных условиях Арктики и Крайнего Севера;

отсутствие научно обоснованных, нормативно закрепленных требований к помещениям и оборудованию, используемым при организации обучения детей в местах кочевий.

Отмечая актуальность рассмотренных вопросов для повышения доступности и качества образования в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, с учётом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений, рассмотрев вопрос «Особенности реализации общеобразовательных программ в кочевых школах», Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность включения вопросов организации образования детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни, региональных составляющих федеральных проектов национального проекта «Образование» – «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Поддержка семей, имеющих детей», «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда»;

предусмотреть федеральное субсидирование субъектов Российской Федерации для малокомплектных и «кочевых школ» в местах традиционного компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на приобретение дополнительного оборудования и материалов для оказания образовательных услуг при реализации кочевых форм образования.

2. Министерству просвещения Российской Федерации

рассмотреть предложения Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению изменений в Федеральный закон № 273–ФЗ в части регулирования особенностей организации образовательной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

возобновить деятельность рабочей группы при Министерстве просвещения Российской Федерации по подготовке предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в «кочевых школах» и разработке программы «Дети Арктики»;

подготовить предложения по дальнейшему развитию «кочевого образования» как формы обеспечения права на образование для детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни, включая проработку вопросов:

— о разработке нормативных правовых актов, регламентирующих оказание образовательных услуг в сфере общего образования в кочевых и (или) полукочевых условиях;

— о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, в том числе в области лицензирования, для учета специфики кочевого образования;

— о механизмах финансовой поддержки семей с детьми, обучающимися в кочевых и (или) полукочевых условиях;

— о поддержке педагогов, работающих в кочевых и (или) полукочевых условиях в образовательных организациях общего и дополнительного образования;

— об обеспечении педагогов специальным учебным оборудованием, материалами, транспортом для работы в кочевых и (или) полукочевых условиях;

разработать образовательные программы и учебно-методические материалы, необходимые для преподавания языков коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктики, а также учитывающие специфику кочевого образования;

совместно с субъектами Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону Российской Федерации, разработать комплекс мер по обеспечению подготовки педагогических кадров для работы в кочевых и (или) полукочевых условиях, в том числе из числа членов родовых общин, ведущих кочевой образ жизни.

3. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации проработать вопрос о включении в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» подпрограммы «Дети Арктики».

4. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации подготовить предложения по структуре подпрограммы «Дети Арктики» с учетом предложений субъектов Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону Российской Федерации, а также п. 1.58 Итоговой общественной резолюции X Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».

5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерству просвещения Российской Федерации и Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации проработать вопрос об организации олимпиады по родным языкам народов Российской Федерации и включении ее в перечни олимпиад школьников и их уровней, ежегодно утверждаемые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.

6. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части включения в принципы государственной аграрной политики государственной поддержки агропрофилированных общеобразовательных школ, в том числе «кочевых школ».

7. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации подготовить рекомендации по особенностям обеспечения полноценного питания и физического развития детей, обучающихся в Арктической зоне Российской Федерации.

8. Министерству экономического развития Российской Федерации, совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации проработать вопрос о включении мероприятия по строительству пришкольного интерната на 80 мест в поселке Каратайка Ненецкого автономного округа в проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

9. Субъектам Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону Российской Федерации:

подготовить и направить в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики предложения по формированию программы «Дети Арктики»;

в рамках реализации программы «Земский учитель» предусматривать поддержку педагогов, работающих в кочевых и (или) полукочевых условиях в образовательных организациях общего и дополнительного образования.

10. Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа направить в Министерство просвещения Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части регулирования особенностей организации образовательной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, а также справочно- информационные материалы об опыте Ямало-Ненецкого автономного округа по реализации образовательного процесса в кочевых и (или) полукочевых условиях.