Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Основные направления и перспективы развития международной научно-технической кооперации в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (совместно с Объединенным институтом ядерных исследований)

РЕШЕНИЕ
по итогам выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Основные направления и перспективы развития международной научно-технической кооперации в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»

 

23 октября 2020 года
Объединенный институт ядерных исследований,
г. Дубна Московской области


Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре – сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Новосибирской и Московской областей, Российской академии наук, наукоградов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, Международной межправительственной организации «Объединенный институт ядерных исследований» (далее – ОИЯИ), рассмотрев основные направления и перспективы развития международной научно-технической кооперации в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее — Стратегия), а также обсудив вопросы развития и эффективного использования научно-технического потенциала наукоградов России, отмечают следующее.

Стратегия в качестве одной из основных задач научно-технологического развития Российской Федерации определяет формирование модели международного научно-технического сотрудничества (далее — МНТС) и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Определенные Стратегией меры, направленные на решение названной задачи, включают в себя:

определение целей и формата взаимодействия с иностранными государствами в зависимости от уровня их технологического развития и инновационного потенциала;

формирование и продвижение актуальной научной повестки государства как участника международных организаций, повышение уровня участия России в международных системах научно-технической экспертизы и прогнозирования;

локализацию на территории страны крупных международных научных проектов в целях решения проблем, связанных с большими вызовами;

развитие механизма научной дипломатии как разновидности публичной дипломатии;

реализацию скоординированных мер поддержки, обеспечивающих выход российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивного участия России в разработке технологических стандартов и научно-образовательных форматов, способствующих повышению ее роли в формировании новых рынков.

В рамках реализации Стратегии сформирована Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации, определяющая базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи политики Российской Федерации в области МНТС.

Основные инструменты поддержки развития МНТС в интересах научно-технологического развития Российской Федерации сконцентрированы в Национальном проекте «Наука», а также в Государственной программе «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

В Российской Федерации за вопросы МНТС и научной дипломатии отвечают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничество, а также Российская академия наук (далее — РАН), за которой Федеральным законом от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплены базовые полномочия в организации и осуществлении международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности.

В 2019 году Российская Федерация и российское академическое сообщество участвовали в международных проектах «мегасайенс», в том числе в таких проектах как: большой адронный коллайдер (LHC) в ЦЕРН, Швейцария и Франция; международный термоядерный экспериментальный реактор ИТЭР (ITER), Франция; Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах РЛСЭ (XFEL), Германия; Европейский центр синхротронного излучения ЕЦСИ (ESRF), Франция, Европейский центр по исследованию ионов и антипротонов; Эксперимент Борексино (Borexino), Италия, Центр по исследованию ионов и антипротонов в Европе ФАИР (FAIR), Германия. РАН осуществляет кооперацию в рамках международных неправительственных научных организаций: на площадках международных конгрессов и конференций, симпозиумов семинаров, является полноправным членом Международной ассоциации академий наук.

Ознакомившись с научно-исследовательской инфраструктурой, лучшими практиками ОИЯИ, участники заседания отметили эффективность формата профильной международной межправительственной организации, подтверждаемой успехом более чем шестидесятилетней деятельности Международной межправительственной организации ОИЯИ, в которую входят18 государств-членов, 6 ассоциированных государств, а также более 900 организаций-партнеров из 60 стран мира.

На сегодняшний день деятельность ОИЯИ регулируется межправительственным Соглашением об учреждении ОИЯИ от 27 марта 1956 года и Уставом ОИЯИ, Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, от 5 декабря 1980 года. Условия местопребывания в Российской Федерации определены в Федеральном законе № 39-ФЗ от 2 января 2000 года «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации». Вместе с тем, в силу изменений, происходящих как в стране местопребывания, так и в самой организации, ОИЯИ столкнулся с рядом вопросов, на которые не распространяется действие упомянутого федерального закона, что осложняет деятельность организации. В частности, в связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза утратили силу нормы, определявшие процедуру реализации упрощенного режима таможенного оформления служебных грузов, предусмотренную для международных организаций.

По мнению участников выездного заседания, ОИЯИ, являясь всемирно известным международным научным центром, успешно объединяющим фундаментальные и прикладные исследования с разработкой и применением новейших технологий и университетским образованием, вносит уникальный вклад в реализацию Стратегии, формируя и продвигая актуальную научную повестку Российской Федерации как государства-участника международных организаций.

Кроме того, на сегодняшний день в Дубне сформировалась уникальная модель взаимодействия наукограда Дубна с одним из ведущих международных научных центров – ОИЯИ, позволяющая достигать синергетических эффектов в использовании потенциалов статуса наукограда Российской Федерации и статуса международной межправительственной организации. Симбиоз наукограда и международной организации с высоким научно-технологическим потенциалом содействует привлечению высококвалифицированных зарубежных молодых специалистов, укреплению привлекательности Российской Федерации как страны местопребывания.

Отдельно участники выездного заседания остановились на вопросах развития и эффективного использования научно-технического потенциала наукоградов Российской Федерации (далее — наукограды), в том числе в решении задач Стратегии, отметив следующее.

Наукограды как муниципальные образования с высоким научно-техническим потенциалом, позволяющим проводить исследования, осуществлять разработки и производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию, могут сыграть значимую роль в реализации планов прорывного развития экономики Российской Федерации.

По информации Минобрнауки России, наукограды ежегодно не только подтверждают пороговые значения показателей научно-производственных комплексов, но и в большинстве своем демонстрируют динамику роста. Благодаря тесному сотрудничеству РАН, Минобрнауки России, госкорпораций «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», а также активной позиции регионов — Московской, Калужской, Новосибирской, Нижегородской, Томской, Кемеровской областей — в 2018–2019 годах наукоградами получены значимые научно-технические результаты.

Вместе с тем, в настоящее время потенциал наукоградов используется недостаточно эффективно. Участники заседания отмечают необходимость расширения существующих механизмов государственной финансовой поддержки наукоградов, в настоящее время осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» только в форме предоставления субсидий (межбюджетных трансфертов) субъектам Российской Федерации из федерального бюджета для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственных комплексов наукоградов, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов.

Отмечая актуальность рассмотренных вопросов для эффективной реализации Стратегии и обеспечения прорывного развития страны, поддерживая усилия представленных на заседании субъектов Российской Федерации и организаций, участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации:

1) совместно с Российской академией наук и организациями, имеющими успешный опыт реализации международных проектов, включая ОИЯИ, проработать вопрос о совершенствовании законодательного обеспечения деятельности международных научных организаций на территории Российской Федерации, а также поддержки деятельности российских национальных комитетов международных научных организаций;

2) проработать вопрос о статусе научных проектов класса «мегасайенс» и создаваемых на территории Российской Федерации международных центров на их базе, а также о целесообразности внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;

3) рассмотреть возможность внесения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений в части:

— предоставления научным работникам, приглашаемым в Российскую Федерацию в соответствии с указанным законом для осуществления научно-исследовательской деятельности, права осуществления также преподавательской деятельности,

— исключения требования о размере заработной платы для высококвалифицированных специалистов, являющихся преподавателями, в случае их приглашения для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами;

4) в целях защиты научных интересов и интеллектуальных прав российских научных организаций и отдельных ученых, участвующих в реализации проектов класса «мегасайенс» за рубежом, проработать вопрос о порядке определения условий доступа всех участников к научной инфраструктуре, информации и данным, как привнесенным, так и полученным в ходе совместных исследований, а также условий использования привнесенной участниками проекта и созданной в ходе реализации проекта результатов интеллектуальной деятельности;

5) в целях развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе в рамках создания установок класса «мегасайенс» на территории Российской Федерации, рассмотреть возможность организации совместной с зарубежными партнерами работы по подготовке и принятию согласованных решений о введении научных виз для российских и зарубежных ученых, проводящих исследования на установках класса «мегасайенс», как одного из факторов научной дипломатии;

6) подготовить предложения по расширению российского участия в международных научных коллаборациях, реализующих международные проекты на установках класса «мегасайенс»;

7) в рамках реализации программы создания и поддержки научно- образовательных центров мирового уровня (НОЦ) проработать вопрос увеличения размера субсидии на реализацию программ деятельности НОЦ;

8) разработать правовые и организационные механизмы интеграции образовательных организаций высшего образования, научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, включая придание юридического статуса консорциумам и определение статуса их участников;

9) при реализации комплекса мер социальной поддержки талантливых исследователей и членов их семей:

— предусмотреть расширение программы по предоставлению государственных жилищных сертификатов молодым ученым, обеспечив на законодательном уровне возможность получения таких сертификатов молодыми преподавателями образовательных организаций высшего образования;

— разработать (запустить) программу льготной ипотеки на приобретение жилья для молодых ученых, взяв за основу условия предоставления ипотечного кредита на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях).

10) в целях обеспечения дальнейшей успешной деятельности ОИЯИ и повышения ее вклада в реализацию Стратегии совместно с ОИЯИ:

— проработать вопрос об обеспечении выполнения международных обязательств государствами – членами международных и межправительственных организаций, а также обязательств и отдельных мер поддержки Российской Федерацией как страны места пребывания ОИЯИ;

— принимая во внимание научно-организационный международный профиль ОИЯИ, а также учитывая опыт реализации мегасайенс-проекта «NICA», проработать возможность создания на базе ОИЯИ экспертно-координационной площадки по вопросам интернационализации крупной исследовательской инфраструктуры, действующей в том числе в качестве профильной международной «контактной точки» для российских объектов класса «мегасайенс», НОЦ, НЦМУ и партнеров из стран СНГ, БРИКС, ШОС, ЕАЭС и других при их взаимодействии с зарубежными международными научными центрами;

— подготовить предложения по участию Правительства Российской Федерации в юбилейных мероприятиях по случаю предстоящего в 2021 году 65-летия ОИЯИ;

11) в целях эффективного использования и укрепления научно-технического потенциала наукоградов Российской Федерации:

— проработать вопрос о вовлечении наукоградов в реализацию крупных значимых проектов в научно-технической и инновационной сфере;

— рассмотреть вопрос об увеличении объемов финансовой поддержки наукоградов из федерального бюджета;

— проработать вопрос о распространении на территории наукоградов действия отдельных положений по созданию благоприятных условий для научной, научно-технической и инновационной деятельности, предусмотренных федеральными законами от 28 сентября 2010 года № 244‑ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“ и от 29 июля 2017 года № 219-ФЗ „Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“;

— рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета расходов инвесторов на развитие инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, размещенных на территории наукоградов, а также применения льготных условий аренды земельных участков и подключения к инженерным сетям при ведении предпринимательской деятельности на территории наукоградов;

— проработать вопрос о создании специальных налоговых режимов, налоговых льгот для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территориях наукоградов, по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития, в части налога на прибыль организаций, налога на имущество, налога на землю, страховых взносов.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1) при разработке документов по развитию МНТС учитывать опыт ОИЯИ по формированию международной научно-исследовательской повестки, привлечению высококвалифицированных кадров, укреплению арсенала средств научной дипломатии;

2) рассмотреть вопрос о создании межведомственной рабочей группы по развитию МНТС в наукоградах в целях распространения успешных практик и обмена соответствующим передовым научно-организационным опытом.

3) совместно с ОИЯИ проработать вопрос о создании на базе ведущих вузов России и стран-участниц центров координации сотрудничества — информационных центров ОИЯИ, в том числе с использованием успешного опыта создания Информационного центра ОИЯИ на базе физико-технологического факультета Северо-Осетинского государственного университета;

4) в целях стимулирования участия субъектов Российской Федерации в реализации Стратегии принять меры по повышению информированности регионов о доступных инструментах научно-технологического развития, мерах поддержки научной и научно-технической деятельности и возможности их использования для социально-экономического развития территорий.

3. Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ совместно с органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы финансирования создания офисных и производственных площадей для предоставления в аренду вновь привлекаемым налогоплательщикам, в том числе на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

4. Акционерному обществу ДОМ.РФ совместно с органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления рассмотреть вопросы вовлечения в хозяйственный оборот находящихся в федеральной собственности и неиспользуемых земельных участков на территории наукоградов с целью создания технопарков, размещения высокотехнологичного бизнеса, осуществления научно-производственной и инновационной деятельности.

5. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с ОИЯИ проработать возможность организации в здании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выставки, приуроченной к 65-летию ОИЯИ.

6. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре при планировании работы на весеннюю сессию 2021 года предусмотреть проведение парламентского мероприятия, посвященного вопросам развития и повышения эффективности использования научно-технического потенциала наукоградов Российской Федерации.