Другие мероприятия

Видеоконференция с представителями субъектов Российской Федерации по итогам анализа потребности субъектов Российской Федерации в подготовке педагогических, медицинских, инженерных кадров

РЕШЕНИЕ
по итогам видеоконференции с представителями субъектов
Российской Федерации по итогам анализа потребности субъектов Российской Федерации в подготовке педагогических, медицинских, инженерных кадров, проведенной Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре

27 марта 2020 года


В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил принять меры для сохранения равной доступности бесплатного очного высшего образования путем ежегодного увеличения количества бюджетных мест в вузах, «причем в приоритетном порядке отдавать эти места именно в региональные вузы, именно в те территории, где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров».

Подпунктом «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2020 года № Пр-113 Правительству Российской Федерации в целях сохранения доступности очного высшего образования обеспечить начиная с 1 сентября 2021 года увеличение общего объема контрольных цифр приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета преимущественно в образовательных организациях высшего образования, расположенных в тех субъектах Российской Федерации, которые испытывают потребность в специалистах высшего образования, предусмотрев развитие инфраструктуры таких организаций.

Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов“ предусмотрено выделение в целях обеспечения доступности высшего образования в субъектах Российской Федерации с учетом потребности регионов, отраслей экономики и крупнейших работодателей в специалистах, имеющих высшее образование, дополнительных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение увеличения контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования: в 2021 году в сумме 2 523,7 млн рублей; в 2022 году в сумме 11 161,3 млн рублей.

Исходя из планируемого увеличения среднегодового контингента в 2021 году на 9,8 тыс. человек, в 2022 году на 41,0 тыс. человек предусмотрено увеличение:

финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по реализации образовательных программ высшего образования:

в 2021 году на 2 054,4 млн рублей;

в 2022 году на 9 114,3 млн рублей;

стипендиального фонда для обучающихся в образовательных организациях высшего образования:

в 2021 году на 469,3 млн рублей;

в 2022 году на 2 047,0 млн рублей.

Указанные расчеты бюджетных ассигнований произведены на основе норм законодательства Российской Федерации в части расчета объема финансового обеспечения оказания образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В Совете Федерации Советом палаты 21 января 2020 года утвержден перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, в который вошло поручение Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проанализировать потребность субъектов Российской Федерации по направлениям подготовки педагогических, медицинских и инженерных кадров и провести по итогам мониторинга кадровых потребностей регионов видеоконференцию с представителями субъектов Российской Федерации.

Рассмотрев представленные субъектами Российской Федерации данные о потребности в подготовке педагогических, медицинских, инженерных кадров и обсудив вопросы обеспечения выполнения вышеперечисленных поручений, участники видеоконференции рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 868839–7 «О внесении изменений в статью 71.1 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (в части уточнения особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования), 19 марта 2020 года принятого Государственной Думой в первом чтении.

2. Правительству Российской Федерации в рамках выполнения подпункта «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2020 года № Пр-113:

— разработать и утвердить план действий (»дорожную карту») по выполнению данного поручения, предусмотрев конкретные меры начиная с 2020 года, в том числе:

формирование единых подходов и совершенствование методик прогнозирования кадровых потребностей субъектов Российской Федерации, с учетом необходимости синхронизации кадровых потребностей каждого региона с выполнением национальных проектов и отдельных федеральных проектов, а также участие ведущих вузов и работодателей в указанном прогнозировании,

подготовку предложений по совершенствованию учета потребностей субъекта Российской Федерации при прогнозировании общего объема контрольных цифр приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательных организациях высшего образования, расположенных в тех субъектах Российской Федерации, которые испытывают потребность в специалистах высшего образования,

меры по развитию инфраструктуры вышеуказанных организаций, включая реализацию проектов создания многофункциональных студенческих городков, а также модернизацию существующих объектов жилищного строительства и социальной инфраструктуры для обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования в субъектах Российской Федерации,

подготовку предложений по мониторингу потребностей экономики в инженерных кадрах и планированию их подготовки с учетом современных особенностей спроса на инженерные компетенции, которые предполагают освоение компетенций цифровой экономики, разработку программных средств, новых методов и инструментов IT сферы;

— проработать вопрос о необходимости внесения изменений в «Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 года № 261, проработав, в том числе, возможность корректировки контрольных цифр приема непосредственно перед началом приемной кампании с учетом оперативных потребностей субъектов Российской Федерации;

— рассмотреть вопрос о создании единого федерального информационного ресурса в сети Интернет в разрезе субъектов Российской Федерации с информацией работодателей о готовности к заключению договоров о целевом обучении и их исполнении в части трудоустройства выпускников вузов;

— организовать мониторинг потребности субъектов Российской Федерации в кадрах высшей квалификации, по результатам проработать вопрос о целесообразности увеличения контрольных цифр приема по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

— разработать предложения по пересмотру номенклатуры направлений подготовки и специальностей с учетом необходимости формирования актуальных для цифровой экономики инженерных компетенций;

— проработать вопрос повышения доступности уровня высшего образования «подготовка кадров высшей квалификации» для регионов Дальнего Востока, рассмотрев возможность восстановления диссертационных советов в таких субъектах Российской Федерации либо возможность обеспечения академической мобильности путем введения субсидированной стоимости проезда для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) в вузах и в научных центрах, где ведется подготовка кадров высшей квалификации;

— рассмотреть возможность увеличения для вузов Дальневосточного федерального округа территориальных корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и основных профессиональных программ послевузовского образования;

— проработать вопрос о восстановлении для вузов Дальневосточного федерального округа практики финансирования государственного задания на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

— проанализировать материалы, поступившие к видеоконференции от субъектов Российской Федерации, и итоги проведенного Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по образованию и науке (далее – Комиссия Совета законодателей по образованию и науке) опроса о практике обеспечения потребности регионов в педагогических и медицинских кадрах в рамках целевого обучения;

— проработать вопрос о выделении контрольных цифр приема с разбивкой только по областям наук, закрепив за субъектами Российской Федерации и вузами право самостоятельного распределения по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, далее – по направлениям подготовки (специальностям) на основании мониторинга кадровых потребностей региона;

— предусмотреть механизм межрегионального распределения контрольных цифр приема для образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет», обеспечивающих подготовку кадров в интересах нескольких субъектов Российской Федерации, с учетом данных мониторинга кадровых потребностей этих субъектов Российской Федерации;

— разработать для образовательных организаций высшего образования методические рекомендации по сопровождению профессиональной деятельности выпускников на протяжении трех лет после окончания вуза;

— рассмотреть возможность восстановления значения «10» для количественной характеристики системы высшего образования «численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава».

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации провести мониторинг правоприменения Методики определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 августа 2018 года № 527н.

5. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Российской академией образования подготовить предложения по подготовке психологов для обеспечения образовательных организаций основного общего образования субъектов Российской Федерации.

6. Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— при формировании объемов и структуры контрольных цифр приема проводить анализ возможности субъекта Российской Федерации в части трудоустройства выпускников, а также формировать объемы, принимая во внимание возможности образовательной сети региона;

— проработать вопрос об увеличении количества договоров о целевом обучении со студентами образовательных организаций высшего образования для обеспечения кадровых потребностей субъектов Российской Федерации и установлении дополнительных мер поддержки студентов при заключении договора о целевом обучении;

— рассмотреть возможность расширения практики заключения договоров о целевом обучении со студентами старших курсов образовательных организаций высшего образования, расположенных в субъектах Российской Федерации.

7. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

— направить в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации материалы, поступившие к видеоконференции от субъектов Российской Федерации и Комиссии Совета законодателей по образованию и науке, и итоги состоявшегося обсуждения;

— поддержать предложение Министерства культуры Российской Федерации об обсуждении совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и другими заинтересованными организациями проблем подготовки кадров для сферы культуры на площадке Совета Федерации в период осенней сессии 2020 года.