Другие мероприятия

Расширенное заседание Комитета на тему «О подготовке рекомендаций Правительству Российской Федерации по корректировке национального проекта „Образование“ с учетом факторов демографического развития Российской Федерации»

РЕШЕНИЕ
по вопросу «О подготовке рекомендаций Правительству Российской Федерации по корректировке национального проекта „Образование“
с учетом факторов демографического развития Российской Федерации»

 

Обсудив вопрос «О подготовке рекомендаций Правительству Российской Федерации по корректировке национального проекта „Образование“ с учетом факторов демографического развития Российской Федерации», Комитет отмечает следующее.

Реализация национального проекта «Образование» находится под постоянным контролем Совета Федерации. Комитет осуществляет мониторинг достижения целевых показателей национального проекта в субъектах Российской Федерации, регулярно рассматривает вопросы развития сети образовательных организаций в регионах страны.

Министерством просвещения Российской Федерации для обеспечения повышения доступности и качества общего образования реализуется федеральный проект «Современная школа», включающий систему мероприятий по:

содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа;

модернизации инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации;

созданию новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формированию условий для получения качественного общего образования.

Финансирование упомянутых мер осуществляется в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование соответствующих расходов, являющихся неотъемлемой частью государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.

Указанные правила предусматривают отбор субъектов Российской Федерации, критериями которого являются потребность региона с учетом демографического прогноза в обеспечении местами обучающихся, динамика численности детей школьного возраста, а также наличие в субъекте Российской Федерации зданий общеобразовательных организаций, которые находятся в аварийном состоянии, требуют капитального ремонта или не соответствуют современным требованиям к условиям обучения.

Комитет отмечает своевременность планирования в федеральном бюджете бюджетных ассигнований в сумме 12 млрд. рублей, в том числе 5,7 млрд. рублей в 2020 году и 6,3 млрд. рублей в 2021 году на решение данной задачи.

Позитивно, что в декабре 2019 года с 75 субъектами Российской Федерации заключены соответствующие соглашения.

Комитет неоднократно обращал внимание на необходимость увеличения финансирования мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, удовлетворяющих современным требованиям, в объемах, приводящих к сокращению числа обучающихся во вторую смену, и на недопустимость снижения показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Тем не менее, положительная динамика по решению этой проблемы отсутствует. Если в 2017/2018 учебном году доля обучающихся в обычных классах дневных общеобразовательных организаций составляла во вторую смену – 12,37 % (1 912 136 чел.), в третью смену – 0,07 % (10 100 чел.), то в 2019/2020 учебном году проблема усугубилась, – доля обучающихся во вторую смену увеличилась до 12,48 % (1 984 036 чел.), а в третью смену – до 0,14 % (22 489 чел.).

Наиболее острая ситуация сложилась в Северо-Кавказском федеральном округе, где доля учащихся, занимающихся во вторую смену, составила в минувшем учебном году 23,36 % (325 625 чел.), в третью смену – 1,38 % (18 150 чел.).

В 2016–2018 годах Правительство Российской Федерации ставило задачу по обеспечению односменности работы общеобразовательных организаций и обеспечение обучения школьников в современных условиях, однако, в соответствии с ныне действующим федеральным проектом «Современная школа» к концу 2024 года определена задача только по ликвидации третьей смены обучения.

Также Комитет обращает внимание на задержку исполнения поручения Президента Российской Федерации об определении потребности в дополнительных местах в общеобразовательных организациях и установлении необходимого количества дополнительных мест в конкретных субъектах Российской Федерации.

В 2018–2020 годах Комитет неоднократно в рамках Дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации рекомендовал Правительству Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на строительство зданий общеобразовательных организаций, в том числе республикам Башкортостан и Бурятия, Удмуртской Республике, Красноярскому краю, Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Томской и Ульяновской областям, Ненецкому автономному округу.

В связи с ростом числа учащихся, вызванным демографическим фактором, и во исполнение подпункта «д» пункта 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года Минпросвещения России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие образования“ в части утверждения Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа учащихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“.

В рамках указанных мероприятий предусмотрено создание не менее 413 тысяч дополнительных мест в общеобразовательных организациях с привлечением средств софинансирования из федерального бюджета.

На реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест в общеобразовательных организациях предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2020 году – 19,3 млрд. рублей, в 2021 году – 44,9 млрд. рублей, в 2022 году – 42,3 млрд. рублей, отраженные в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Проект правил в установленном порядке внесен Минпросвещения России на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

Комитет считает необходимым обратить внимание на то, что дополнительное выделение бюджетных средств в 2020 году имеет серьезные риски их неосвоения, что связано со сложностями своевременного проведения комплекса подготовительных мероприятий для начала нового строительства, а также с тем, что имеющиеся заделы задействованы регионами в других проектах.

Учитывая изложенное, Комитет решил:

1. Продолжить мониторинг реализации национального проекта «Образование».

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

проинформировать Совет Федерации в период весенней сессии 2020 года

— о ходе реализации подпункта «д» пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года № Пр-113 от 24 января 2020 года,

— о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в Постановлении Совета Федерации от 10 июля 2019 года № 261-СФ «О ходе реализации национального проекта „Образование“;

поддержать проект федерального закона № 898719–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:

обеспечить своевременное доведение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа учащихся, вызванным демографическими факторами, в том числе с учетом миграционных процессов, и заключение соответствующих соглашений;

организовать на постоянной основе мониторинг эффективности реализации мероприятий по созданию дополнительных мест в общеобразовательных организациях и контроль расходования средств субсидии в субъектах Российской Федерации;

проработать вопрос о внесении в Правительство Российской Федерации предложения о выделении отдельной субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта крыш зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.

4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и утверждении паспортов региональных систем общего образования провести детальный анализ инфраструктуры общего образования в целях повышения эффективности использования существующей материальной базы отрасли образования.

5. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре заслушать вопрос о выполнении настоящих рекомендаций на заседании в июне 2020 года.