РЕШЕНИЕ
по итогам совместного заседания
Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации и президиума федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук»
г. Москва | 8 ноября 2018 года |
Обсудив вопросы взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) и федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее – Российская академия наук, РАН) в части законодательного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации, решения актуальных проблем научного обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, участники совместного заседания Совета палаты Совета Федерации и президиума Российской академии наук отмечают следующее.
В Российской Федерации осуществляется комплекс мер, направленных на создание условий для научного, научно-технического и инновационного развития страны, реализуемый при непосредственном участии РАН.
Сформирована законодательная база, включающая федеральные законы от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие.
Вместе с тем работа по совершенствованию законодательства продолжается. Так, 19 июля 2018 года Федеральным законом № 218-ФЗ в Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие расширение целей деятельности, основных задач и полномочий РАН.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации Правительством Российской Федерации разработан национальный проект «Наука», включающий в себя три федеральных проекта, в рамках которых предусматривается:
— создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований, создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;
— создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «мегасайенс», обновление не менее 50 процентов приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;
— формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.
Реализуется Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642, идет выполнение государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 301, Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 года № 2237-р.
РАН активно участвует в реализации указанных основополагающих документов, в первую очередь — Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Ее деятельность направлена на содействие развитию науки в Российской Федерации, повышение эффективности и результативности научных исследований, решение задач социально-экономического развития страны, обеспечение ее обороноспособности и национальной безопасности.
Под руководством председателя координационного совета по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию президента РАН академика РАН А.М. Сергеева действуют семь советов по приоритетам научно-технологического развития, возглавляемых членами РАН.
Члены РАН работают в составе советов и комиссий при Президенте Российской Федерации, Совете Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации.
Развивается сотрудничество РАН с субъектами Российской Федерации. В 2018 году открыты представительства РАН на территории Республики Башкортостан, Белгородской и Ульяновской областей.
Вместе с тем имеется ряд проблем, в том числе требующих законодательного решения. Так, действующий Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» не отвечает современным условиям и поставленным целям. В настоящее время продолжается работа по подготовке проекта нового основополагающего законодательного акта в сфере науки – федерального закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации».
По мнению участников заседания, особое внимание следует уделить следующим вопросам:
— развитие материально-технической базы и научной инфраструктуры научных организаций;
— совершенствование подготовки научных кадров в аспирантуре и докторантуре;
— оптимизация критериев и механизмов оценки результатов деятельности научных организаций;
— совершенствование системы оплаты труда научных сотрудников, научных работников и инженерно-технического персонала научных организаций, включая устранение региональных дисбалансов.
Не менее важное значение имеют:
— обеспечение участия отечественных научных организаций и ученых в международном научном и научно-техническом сотрудничестве;
— развитие научной дипломатии;
— активизация работы по популяризации и пропаганде науки, научных знаний, достижений науки и техники;
— формирование современных механизмов научно-просветительской деятельности.
По итогам состоявшегося обсуждения участники совместного заседания Совета палаты Совета Федерации и президиума Российской академии наук рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 269874–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“ в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации и 16 февраля 2018 года принятого Государственной Думой в первом чтении.
2. Совету Федерации в рамках подготовки Третьего Евразийского женского форума предусмотреть создание постоянно действующей дискуссионной площадки «Женщины в науке» для обсуждения и подготовки инициатив, направленных на решение актуальных вопросов участия женщин в развитии отечественной и мировой науки.
3. Правительству Российской Федерации:
— предусмотреть включение в каждый из национальных проектов, подготовленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», раздела, предусматривающего проведение научных исследований по тематике соответствующего национального проекта;
— проработать вопрос о законодательном закреплении особого статуса Российской академии наук как ведущей научной организации страны;
— рассмотреть возможность законодательного закрепления обязательности наличия экспертного заключения РАН при подготовке и принятии социально значимых документов стратегического планирования;
— оказать возможное содействие в продвижении и реализации инициированного РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова мегапроекта «Создание пространственных транспортно-логистических коридоров на территории Российской Федерации, соединяющих Азиатско-Тихоокеанский регион и Европейский Союз» (»Единая Евразия: ИЕТС-ТЕПР»);
— разработать с привлечением Российской академии наук и Российской академии образования комплекс мер по сопровождению в процессе обучения одаренной молодежи и созданию благоприятных условий для научной деятельности молодых ученых в России;
— рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение комплексного развития региональных отделений Российской академии наук – Дальневосточного отделения РАН, Сибирского отделения РАН и Уральского отделения РАН;
— проработать вопрос о развитии издательско-полиграфической деятельности Российской академии наук, в том числе о передаче в ведение РАН федерального государственного бюджетного учреждения науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук;
— рассмотреть возможность учреждения российской премии для женщин-ученых (по аналогии с Международной премией «For women in science», учрежденной в 1998 году программой Л'Ореаль – ЮНЕСКО);
— ускорить разработку и утверждение:
порядка осуществления научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями;
нормативного правового акта, определяющего механизм взаимодействия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» при реализации возложенных на них полномочий;
состава организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия РАН и плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия РАН;
— при корректировке показателей федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотреть бюджетные ассигнования на мероприятия по подготовке празднования 300-летия РАН.
4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
— продолжить работу по совершенствованию проекта федерального закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации»;
— организовать дополнительное обсуждение доработанного проекта федерального закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации» с привлечением всех заинтересованных сторон, включая РАН;
— рассмотреть вопрос о мерах, направленных на создание благоприятных условий для женщин-ученых, работающих в научных организациях, а также на популяризацию научной деятельности женщин-ученых;
— совместно с Российской академией наук подготовить предложения по совершенствованию системы подготовки научных кадров в аспирантуре и докторантуре.
5. Российской академии наук:
— активизировать работу по пропаганде и популяризации науки, распространению научных и технических знаний и прежде всего результатов гуманитарных исследований среди населения страны, по осуществлению научно-просветительской деятельности и противодействию фальсификации истории, привлечению к указанной работе всего научного сообщества;
— рассмотреть возможность выделения специальных (целевых) вакансий для женщин-ученых при проведении выборов членов Российской академии наук;
— продолжить работу по открытию представительств Российской академии наук на территории субъектов Российской Федерации;
— разработать предложения по дальнейшему развитию механизмов научной дипломатии, в том числе по созданию представительств Российской академии наук за пределами территории Российской Федерации.