Другие мероприятия

Выездное заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ «Вопросы коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные бюджетными учреждениями науки и образования: состояние, проблемы и пути решения»

Рекомендации

РЕШЕНИЕ

Совета по вопросам интеллектуальной собственности

при Совете Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации

31 мая 2018 года г. Великий Новгород

 

Вопросы коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные бюджетными учреждениями науки и образования: состояние, проблемы и пути решения

 

Обсудив пути совершенствования и перспективы развития политики коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), созданные бюджетными учреждениями науки и образования, участники заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет) отмечают следующее.

1 марта 2018 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Мы обязаны выстроить благоприятную среду для стартапов, для быстрого внедрения новых разработок в производство. Речь идет об удобной инфраструктуре, комфортных налоговых режимах, защите интеллектуальной собственности, техническом регулировании и венчурном финансировании».

Необходимость принятия мер, направленных на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации РИД и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы, также отмечена в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 642 от 1 декабря 2016 года.

На сегодняшний день в России многое в данном направлении уже сделано. Возможность осуществлять законченный цикл мероприятий от формирования теоретической разработки до ее интеграции в экономику, привлекать дополнительные финансовые ресурсы для ведения научно-исследовательской деятельности была предоставлена бюджетным учреждениям науки и образования Федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Документ значительно расширил возможности научных и образовательных организаций, государственных академий наук вводить в рыночный оборот права на созданные ими РИД. Данные учреждения, в частности, получили право:

— без согласия собственника имущества, с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) малых инновационных предприятий (хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств) (далее — МИП), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) РИД, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям;

— использовать в качестве вклада в уставные капиталы таких МИП право использования РИД, денежные средства и иное имущество;

— самостоятельно распределять доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах и часть прибыли МИП (дивиденды). Эти доходы учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных учреждений.

Дальнейшим шагами по созданию эффективной системы коммерциализации РИД стало принятие Федеральных законов от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“. Был установлен ряд дополнительных преференций, в частности: возможность создавать не только хозяйственные общества, но и хозяйственные партнерства; упрощение льготной ставки аренды; отсутствие ограничений на передачу неисключительных прав третьим лицам и т. д. Таким образом, законодательно были сформированы механизмы коммерциализации РИД, созданных бюджетными учреждениями науки и образования.

В целях государственной поддержки научных исследований и развития инновационной инфраструктуры Правительством Российской Федерации были приняты следующие постановления:

— от 9 апреля 2010 года № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологического производства, в рамках подпрограммы „Институциональное развитие научно-исследовательского сектора“ государственной программы Российской Федерации „Развитие науки и технологий“ на 2013 – 2020 годы»;

— от 9 апреля 2010 года № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (вместе с Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования).

Приняты изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие:

— освобождение от налогообложения, в частности от налога на добавленную стоимость, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), выполняемых бюджетными учреждениями науки и образования;

— ускоренную амортизацию нематериальных активов (приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком РИД и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) в течение двух лет;

— освобождение от налогообложения реализации договоров отчуждения и лицензионных договоров на право использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секрета производства (ноу-хау);

— право для налогоплательщиков, применяющих общую систему налогообложения, применять к расходам на НИОКР повышающий коэффициент 1,5;

— право применять пониженные тарифы страховых взносов хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) РИД, исключительные права на которые принадлежат бюджетным учреждениям науки и образования;

— право на получение организацией, осуществляющей инновационную деятельность по совершенствованию применяемых технологий, инвестиционного налогового кредита на срок от одного года до пяти лет.

Министерством экономического развития Российской Федерации разработан и с конца 2017 года реализуется проект «Формирование эффективного рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации „. Кроме того, в компаниях с государственным участием активно внедряются разработанные Минэкономразвития России Рекомендации по управлению правами на РИД в указанных организациях.

Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Всемирной организацией интеллектуальной собственности подготовлено типовое положение «Политика в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций».

Вместе с тем, статистические данные показывают, что принятых мер недостаточно. Так, по данным Минобрнауки России к настоящему времени создано более 2800 новых обществ и партнерств, при этом в первый год после принятия Федерального закона 217-ФЗ было отмечено быстрое увеличение числа МИП, создаваемых бюджетными учреждениями науки и образования, однако с 2013 года динамика их создания пошла на спад. В 2015 году было создано около 200 таких организаций, а в 2017 году – менее 100.

Кроме того, по данным Роспатента наблюдается устойчивая отрицательная динамика поступления заявок на изобретения, созданные учреждениями науки и образования. Так, число заявок на изобретения в 2017 году по сравнению с 2016 годом со стороны образовательных организаций сократилась почти на 14%, а по сравнению с 2012 годом – почти на 20 %, научных учреждений – на 24 % и на 22 % соответственно.

Среди основных проблем, препятствующих активной коммерциализации РИД и масштабному созданию новых продуктов и услуг, участники заседания Совета отмечают следующие:

— отсутствие на государственном уровне стратегического программного документа в сфере интеллектуальной собственности;

— отсутствие целостной системы трансфера технологий;

— отсутствие четкой системы учета создаваемых РИД;

— отсутствие заинтересованности со стороны руководства бюджетных учреждений науки и образования в создании и развитии системы управления интеллектуальной собственностью в указанных организациях;

— отсутствие эффективной системы мотивации авторов служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;

— отсутствие в системе оценки результативности деятельности учреждений науки и образования показателей патентной активности;

— недостаточность квалифицированных специалистов в области интеллектуальной собственности на разных уровнях управления;

— неразвитость сферы кредитования инновационной деятельности и т. д.

 

Учитывая необходимость создания благоприятных условий для коммерциализации РИД, созданных бюджетными учреждениями науки и образования, Совет рекомендует:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации оказать содействие во внедрении в субъектах Российской Федерации разрабатываемых Минэкономразвития России рекомендаций по управлению правами на РИД в наиболее инновационно-активных субъектах Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

— ускорить разработку и принятие Национальной стратегии (программы) в области интеллектуальной собственности;

— обеспечить разработку проекта федерального закона, предусматривающего введение пониженного налогообложения доходов от распоряжения правами на РИД (Patent Box), оптимизации применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР и приобретение прав на РИД при исчислении налога на прибыль;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 262 Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения из пункта 3.1 требования использования приобретенных исключительных прав на РИД исключительно при проведении НИОКР;

— включить в государственные программы Российской Федерации следующие целевые индикаторы:

доля затрат бюджетных ассигнований на инновационные НИОКР, в ходе которых разработаны РИД, содержащие патентоспособные ключевые технические решения, в общем объеме предусмотренных программой затрат на НИОКР,

доля внедренных РИД в общем объеме РИД, полученных в ходе выполнения НИОКР;

— внести изменения в нормативные правовые акты в части установления обязанности государственных заказчиков использовать результаты патентных исследований при формировании технических заданий на выполнение НИОКР и включать в государственные контракты на выполнение НИОКР обязательства по проведению патентных исследований, созданию и выявлению охраноспособных РИД, обеспечению их правовой охраны и дальнейшего использования;

— поручить Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации подготовить предложения по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации с целью повышения эффективности системы мотивации авторов служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;

— поручить Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации разработать комплекс мер по развитию инфраструктуры трансфера технологий в научных и образовательных организациях, включая:

создание центров трансфера технологий при указанных организациях, в том числе с использованием потенциала действующих в субъектах Российской Федерации центров поддержки технологий и инноваций,

развитие сетевого взаимодействия между указанными организациями и другими заинтересованными участниками (промышленными предприятиями, инвестиционными и венчурными фондами, институтами развития),

стимулирование активизации участия научных и образовательных организаций в международных сетях трансфера технологий;

— ускорить разработку и принятие пилотных комплексных научно-технических программ и проектов, включающих в себя все этапы инновационного цикла и предусматривающих, в том числе, меры стимулирования обмена знаниями, ресурсами, технологиями и специалистами между промышленностью и наукой;

— проработать вопрос о предоставлении налоговых льгот предприятиям, осуществляющим производство продукции на основании лицензионного договора с научной или образовательной организацией;

— разработать комплекс мер, направленных на формирование открытого цифрового рынка интеллектуальных прав, предусматривающих возможность выработки стандартов и механизмов работы непосредственными участниками рынка и формирование общей цифровой инфраструктуры для оборота прав и объектов.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

— внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации в части раскрытия содержания понятия «коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов»;

— предусмотреть в системе оценки результативности деятельности научных и образовательных организаций показатели создания и коммерциализации охраняемых РИД, эффективности системы управления коммерциализацией РИД, включая оценку прямых и косвенных доходов от лицензирования и использования в собственной деятельности организации;

— проработать вопрос о введении в программы развития научных и образовательных организаций показателей коммерциализации РИД;

— рассмотреть возможность предоставления научным и образовательным организациям права внесения в качестве вклада в уставный (складочный) капитал учреждаемых ими хозяйственных обществ (хозяйственных партнерств) исключительных прав на созданные ими РИД;

— совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации оказать содействие внедрению в научных и образовательных организациях типового положения «Политика в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций»;

— разработать методические рекомендации по расчету размера вознаграждения по лицензионным договорам, выплачиваемого в форме роялти (процентных отчислений от дохода (выручки)), при распоряжении бюджетными учреждениями образования и науки исключительными правами на РИД;

— рассмотреть вопрос о разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования прикладной направленности в сфере интеллектуальной собственности для сотрудников бюджетных учреждений образования и науки;

— предусмотреть увеличение контрольных цифр приема по направлению подготовки «Управление интеллектуальной собственностью» при планировании общих объемов и структуры контрольных цифр приема на 2019/2020 учебный год и последующие учебные годы.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

— совместно с Ассоциацией инновационных регионов России (далее — АИРР) ускорить разработку рекомендаций по управлению правами на РИД в наиболее инновационно-активных субъектах Российской Федерации, а также подготовить предложения по внедрению указанных рекомендаций в субъектах Российской Федерации, включая их апробацию в регионах, входящих в состав АИРР;

— проработать вопрос о внесении изменений в утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 941 «Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора» в части распространения льгот, предусмотренных п. 5(1) названного положения, на бюджетные организации образования и науки, прошедшие реструктуризацию в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами федеральных органов исполнительной власти.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

— предусмотреть в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» проведение в 2019 году НИОКР на тему «Разработка современных технологий внедрения результатов работ научных организаций и отраслевых центров в перспективных проектах авиационной техники»;

— с целью обеспечения условий для внедрения новых достижений фундаментальной и отраслевой науки в создаваемые образцы перспективной техники сформировать на примере авиационной отрасли совместно с заинтересованными организациями (ПАО «ОАК», Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» и др.) предложения по механизму доведения результатов фундаментальных и поисковых исследований до уровня промышленной применимости и создания демонстраторов.

6. Федеральной службе по интеллектуальной собственности продолжить работу по сокращению сроков государственной регистрации перехода исключительного права по договору и предоставления права использования РИД или средства индивидуализации по лицензионному договору.

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопросы:

— включения в государственные программы субъектов Российской Федерации и планы по их реализации мероприятий по созданию и развитию регионального рынка интеллектуальной собственности и поддержке внедрения результатов научных исследований и разработок научных и образовательных организаций, расположенных на территории региона;

— использования в региональных программах и проектах результатов исследований и разработок научных и образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.