Выступления и публикации

Анатолий Белый: «Два часа фильмов по Пушкину сейчас никто не выдержит»

· БЕССМЕРТНОЕ СЛОВО

 http://www.livejournal.com/media/2595815.html

9 мая в летнем кинотеатре «Пионер» в Парке Горького будут читать стихи и смотреть кино. Мероприятие называется «Бессмертное слово» — так же, как и акция, придуманная совместно Живым журналом и проектом «Кинопоэзия». Автор проекта Анатолий Белый рассказал о том, как он создавался.

— Расскажите, как начался проект «Кинопоэзия»?

— Как бы это символично не звучало, все началось год назад. Разные идеи о создании проекта были и ранее, но оформились лишь в апреле 2016 года. На одном спектакле ко мне подошла женщина и задала вопрос: «Анатолий, у вас есть мечта?». Я ответил, что есть, и она уверенно произнесла: «Реализуйте ее! Вам помогут». Удивительно совпало, что в этот момент у меня появилось время. Пилотный фильм мы сняли с Максимом Виторганом по стихотворению Владимира Маяковского «Лиличка». Он прилетал откуда‑то, в этот день у него был спектакль в театре. Максим сказал, что у него всего 3 часа. Я через знакомых раздобыл камеру, договорился с оператором, и мы втроем залезли на крышу Пушкинского театра и начали снимать.

— Ну а дальше для развития проекта наверняка потребовалось финансирование?

— Да, и здесь тоже все в один момент начало складываться. В один момент, друг нашей семьи режиссер-документалист Анастасия Попова, а по совместительству жена Миши Козырева, узнала от моей жены Инессы про идею проекта «Кинопоэзия» и она ей понравилась. И она посоветовала нам обратиться в благотворительный фонд «Искусство, наука, спорт» (Фонд Алишера Усманова) и помогла организовать встречу с директором фонда Марией Красниковой. В итоге мы получили поддержку Фонда на создание первых фильмов. Решили презентовать проект в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, 6-го июня. И к этой же дате сняли 4 фильма по произведениям этого великого русского поэта. И эти фильмы стали нашей визитной карточкой.

— А актеры легко соглашались принять участие в проекте?

— Коллеги по актерскому цеху восприняли проект с радостью. Конечно, есть те, кто говорит, что не любят поэзию, и я это понимаю. В первых фильмах проекта уже участвовали Сергей Безруков, Артур Смольянинов, Алексей Кортнев. Хочу акцентировать ваше внимание на том, что у проекта во всем профессиональный подход. Если мы что‑то делаем, то это серьезно. У нас профессиональное кино оборудование, полноценные съемочные группы. Пусть это и маленькое, но настоящее кино.

— Проект «Кинопоэзия» представлен в Интернете, на кого рассчитан проект? Как вам видится его аудитория?

— Мы рассчитываем на очень разные слои населения, но преимущественно, конечно, на молодые умы и юные сердца. Визуализация поэзии, ее кино-интерпретация — это путь к современному молодому человеку, который уже привык воспринимать контент, в первую очередь, глазами. Эту особенность современных детей и подростков я вижу и по своим детям. Глазами они воспринимают больше информации. И еще одна особенность наших фильмов — они короткие, по 3–6 минут. Я понимаю, что два часа фильмов по Пушкину сейчас никто не выдержит.

— А школьникам вы фильмы показывали?

— Не скрою, быть интересными для этой аудитории — наша цель, также надеюсь, что однажды « Кинопоэзия» получит одобрение Министерства образования. Я лично прошел с показами фильмов по 12 московским лучшим школам. И я видел, как живо школьники реагируют на фильмы. Они им понятны, дети готовы обсуждать образы, которые им понравились, находить им свое пояснение. Хотя не скрою, что мне встречались учителя, которые упрекнули наш проект в том, что мы навязываем свою точку зрения. На это я могу лишь одно сказать — мы не навязываем, а предлагаем. Мы всегда говорим, что «Кинопоэзия» — это просветительский и образовательный проект. И это 2 разных направления. В рамках просветительских задач у нас есть цель создать новый жанр в пространстве современного искусства — жанр поэтического мини фильма. Со временем организовать кинофестиваль, на котором разные режиссеры могли бы представить свои работы в этом жанре. В рамках образовательного вектора проекта моя мечта — создать антологию поэтических фильмов по школьной программе.

— А сейчас как Вы выбираете поэтический материал для фильма?

— Чаще всего стихотворение утверждает именно режиссер фильма. Хотя в нашем проекте есть и литературный редактор. Это, кстати, моя сестра, детская писательница и издатель Маша Вайсман. Она уникальная женщина — ходячая библиотека. Когда мы задаем тему, Маша выбирает лучшее и присылает нам подборку самых разных произведений. Режиссер либо выбирает материал из предложенного списка, либо находит стихотворение сам, так как художественный образ должен возникнуть именно у режиссера.

— Тогда расскажите, как вы выбираете режиссеров для проекта?

— Выбираю по интуиции. Сейчас в Кинопоэзии в основном участвуют молодые режиссёры. Я слежу за теми, кто заявляет о себе на различных фестивалях. Наш мир тесен, поэтому отлично работает и сарафанное радио. Потом смотрю работы ребят и понимаю, кому что ближе.

— А с известными режиссерами вы работаете?

— Конечно. В первом блоке по Пушкину с нами работала Анна Матисон. Мини-фильм по стихотворению М.Цветаевой сняла Валерия Германика. Она нашла очень эффектный ход и мощные образы. Думаю, что по мере роста узнаваемости проекта, подтянутся и известные режиссеры. К примеру, Саша Котт уже сказал, что ему интересно снять фильм в этом жанре. Кириллу Серебренникову я предложил снять фильм для проекта по стихотворению Беллы Ахмадулиной, но к юбилею мы, увы, не успели, хотя идею не оставили.

— А из известных актеров, кто еще появится в проекте?

— Появятся все, кто любит и чувствует поэзию. Я как‑то составил список актеров, которых хотел бы пригласить в проект — получился лист формата A4. Планируем пригласить Чулпан Хаматову, Алёну Бабенко, Ксению Раппопорт, Константина Хабенского, Сашу Петрова, Максима Аверина и многих других. Недавно Михаил Трухин записал стихотворение Хармса для нашего первого анимационного фильма.

— Давайте поговорим о проекте «Бессмертное слово». Нет ли у Вас опасений, что тексты блогеров окажутся нереализуемыми для проекта?

— Мы долго хотели начать сотрудничество с ЖЖ, чувствуя, что это наша аудитория, креативная, думающая, творческая. Мы предлагали редакции идеи, но не складывалось. В какой- то момент мы буквально напросились на встречу, сказав, что у нас есть классная идея, которую нужно срочно обсудить. Идея родилась в конце февраля, сразу после Дня защитника отечества, обсудили мы ее только в конце марта. Мы отталкивались от истории создания фильма, снятого Антоном Сазоновым по стихотворению Юрия Левитанского «Ну что с того, что я там был». А это была не простая работа для проекта. Изначально была задача экранизировать историю про летчика — героя Александра Большакова, который погиб на войне. И уже в наши дни искатели нашли обломки его самолета, останки. Этому была посвящена специальная выставка Российского военного исторического общества. Антону удалось создать фильм, который сочетал бы подлинную историю, артефакты и поэзию. Мы говорили про необходимость создать проект к 9 мая и поняли, что такие личные истории есть в каждой семье. И если мы хотим их услышать, то надо обратиться к блогерам. Редакция ЖЖ нас поддержала, кстати, придумав и название проекту. Мы отобрали несколько стихотворений и приступили к чтению историй, которые, к нашей радости, стали появляться практического с первого дня анонсирования проекта.

— Что для Вас самое важное в акции «Бессмертное слово»?

— Для меня самое важное, что люди пишут свои истории, делятся эмоциями, воспоминаниями. Создается живая картина тех дней — общая память, которую мы собираем по фрагментам. Для меня важно, что благодаря ЖЖ и Кинопоэзии все эти истории будут сохранены. Не потеряются, не будут забыты.

— Вы представите проект «Бессмертное слово» на НеФоруме блогеров в Сочи в мае. Чем вам интересна блогерская аудитория?

— Эти люди делятся информацией, которая им интересна, привлекают внимание к насущным вопросам, в том числе социальным. У блогеров есть возможность быть услышанными, обратить внимание на то, что сейчас невозможно услышать по телевизору. Телевидение сегодня многое прячет или закрывает, блогосфера — это свобода. Если наш проект примут блогеры на НеФоруме, для меня это некая лакмусовая бумажка, значит он интересен.

— Ваш совет блогерам, как им сделать свои посты интересными. Каким должен быть блог, чтобы Вам было интересно его читать?

— Отвечу строчками Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…