Выступления и публикации

Как подготовить настоящих «профи»

Выпускникам отраслевых вузов должна быть предоставлена работа по их специальности

 «Парламентская газета», 10 февраля 2016 г.


Выпускникам отраслевых вузов должна быть предоставлена работа по их специальности

 Словосочетание «отраслевой вуз» многим ничего не скажет. А ведь речь идёт о тех самых учебных заведениях, которые максимально сочетают личные интересы будущих студентов в получении высшего профессионального образования и интересы отдельных отраслей в собственном кадровом обеспечении.

Как сделать так, чтобы страна полнилась квалифицированными кадрами, а их работа потом была востребована, парламентарии, представители министерств и ведомств, а также руководители ведущих вузов России говорили в Совете Федерации. Здесь прошли парламентские слушания на тему «Место и роль отраслевых учреждений высшего профессионального образования в современной системе образования России». Организаторами их выступили Комитет по науке, образованию и культуре и Комитет по регламенту и организации парламентской деятельности.

Бывшим троечникам доверия нет

Сегодня из 519 вузов страны 280 — отраслевые. Ими ведают различные министерства. Например, Минтранспорта, Минкультуры, Минюст. Министерство образования и науки за то, что происходит в этих высших учебных заведениях, не отвечает — в отраслевых вузах свои программы и стандарты. Вмешиваться в них Минобрнауки не следует. Тем более что проблем и так хватает, а закон об образовании в РФ позволяет строить высшее образование как по общим принципам, так и по отраслям.

Об этом напомнила глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. Она сказала, что в условиях модернизации системы высшего образования именно отраслевые вузы сталкиваются с множеством проблем. Сенатор подчеркнула, что важно с учётом имеющихся законодательных механизмов развивать образование в субъектах, тем более что в стране развита филиальная сеть отраслевых вузов. Вопрос в том, как их выпускников удержать на местах.

Это сегодня — одна из самых сложных задач. Узкопрофильных специалистов не так много. То есть, конечно, выпускаются экономисты, юристы, менеджеры, но найти юриста, хорошо знающего всю терминологию, которая применяется, скажем, в транспортной сфере, не всегда легко. В регионах — тем более. Именно там, по словам замминистра транспорта РФ Алексея Цыденова, надо развивать филиальную сеть вузов. «БАМ мы строим, а кадры исчезают. Если человек уехал в Москву учиться, вернуть его назад уже невозможно. И опустошаются ресурсы на местах», — сказал Цыденов.

Ещё глубже копнул заместитель министра образования РФ Александр Климов, порекомендовавший обратить внимание на качество приёма в отраслевые вузы. «Проблема связана с тем, что многие из абитуриентов имеют низкие баллы ЕГЭ. Удручающий результат, особенно когда речь идёт о специальностях, от которых зависят жизни людей», — сказал чиновник. По мнению Климова, отраслевые министерства, которые имеют подведомственные университеты, должны сделать всё возможное, чтобы качество приёма повысить хотя бы до среднего по Российской Федерации. «Страшно садиться в транспортное средство, когда понимаешь, что управляет им бывший троечник», — высказал свои опасения замминистра. А вот у Лилии Гумеровой иная точка зрения: надо не вузы ругать, что они берут абитуриентов с низким показателем ЕГЭ, а думать, почему дети не могут сдать экзамены: «Значит, уровень школьного образования так низок и система ЕГЭ недоработана».

Взаимные долги: государство и молодые специалисты

Ещё один вопрос, который волнует Правительство сегодня, связан с вузовскими целевыми программами. По данным Александра Климова, долю студентов, обучающихся по ним в вузах, подведомственных, например, Минздраву, составляет на данный момент порядка 50%. В будущем этот показатель должен составить 90%. Замминистра также сказал, что целевая подготовка в отраслевых вузах крайне важна: «А то получается, что учатся экономисты, юристы, менеджеры — больше половины заочников и большая часть их — внебюджетники. Так о каком отраслевом образовании мы говорим?»

Зато было чем похвастаться первому заместителю министра культуры Владимиру Аристархову. Он сообщил, что в системе высшего образования работников культуры обучается 73 тысячи человек в 59 вузах. Из них в ведении министерства — 48. С 2013 года в подведомственных министерству высших учебных заведениях прекращён набор по непрофильным специальностям, а на базе многих вузов созданы многоуровневые образовательные комплексы. «Наша главная задача — повышение качества образования, нормативно-правовое пространство, увеличение количества иностранных студентов в творческих вузах», — рассказал замминистра.

Вице-президент ОАО РЖД Дмитрий Шаханов напомнил, что проблема отраслевого образования существует уже более 200 лет. И всё это время проблемы не меняются. «Мы свою потребность планируем в разрезе конкретных территорий и хозяйств. Тем более что все шаги Минобрнауки до этого времени были нацелены на ликвидацию отраслевого железнодорожного образования. А потому надо понимать: профессиональные стандарты — первичны, образовательные — вторичны», — сказал Шаханов и добавил, что стране не хватает отдельного закона об отраслевом образовании.

Мнения звучали разные, но стало ясно одно: ни одна целевая программа в отраслевом вузе не выживет, если не только обучающийся будет соблюдать свои обязательства и отрабатывать энное количество лет на государство, но и государство обеспечит ему должные условия работы проживания. Ведь в российской глубинке, например, во многих медучреждениях не то что горячей воды нет — канализация отсутствует.

Правительству даны рекомендации

В итоге глава Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов напомнил, что и Минобрнауки, и отраслевые вузы — по одну сторону баррикад. Ведь создание благоприятных условий для подготовки высококвалифицированных кадров — важнейшая составляющая современного образовательного процесса. Участники парламентских слушаний предложили кабмину подумать об улучшении финансирования отраслевых вузов как за счёт бюджетных средств, так и за счёт поддержки отраслевых вузов предприятиями соответствующих отраслей экономики. Важно давать преференции предприятиям, работодателям, участвующим в выделении рабочих мест для проведения производственной практики студентов отраслевых вузов, чтобы готовить высококвалифицированных профессионалов.

А Министерство образования и науки РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами должно обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества подготовки профессиональных кадров. Не нужно забывать и о создании единых подходов в подготовке специалистов для предприятий промышленности и отраслей хозяйства. Для этого надо активнее использовать потенциал ассоциаций, объединяющих вузы по отраслевому признаку.

Справка

Самые востребованные профессии в России в 2016 году

(по данным сайта edunews.ru)

IT-специалист

Потребность в таких кадрах превышает все мыслимые пределы. Компании нуждаются в системных администраторах, программистах и веб-программистах. А учитывая постоянное развитие этой сферы, спрос на IT-специалистов будет расти с каждым годом.

Инженер-проектировщик

Принимая во внимание относительно невысокий проходной балл на технические специальности (так как большая часть абитуриентов предпочитает обучаться на менеджеров и экономистов), освоение этой перспективной профессии доступно практически каждому. Не менее востребованы архитекторы и дизайнеры.

Педагог

Школам все сложнее найти квалифицированного преподавателя. Возможно, в будущем с пересмотром заработной платы работникам образования, профессия станет не только востребованной, но и популярной.

Юрист

Профессионалы с юридическим образованием нужны практически в любой организации. Также набирает популярность профессия полицейского. Связано это с повышением зарплаты и недавними реформами.

Медик

Особенно востребованы специалисты узкого профиля: диетологи, логопеды, офтальмологи, отоларингологи. Но медиков, как и учителей, наблюдается явный дефицит, и эта отрасль встретит с радостью специалиста любого профиля. Наиболее же высокооплачиваемыми остаются стоматологи.

Маркетолог

Перенасыщенному товарами и услугами рынку требуются грамотные маркетологи, которых сейчас очень мало. Эти специалисты призваны проводить мониторинг рынка и прогнозировать, какая продукция или услуга необходимы в настоящее время.

Специалист по персоналу

Расширение организации и соответственно увеличение штата сотрудников, которых нужно подбирать, тестировать, заключать с ними договора и так далее, приводит к востребованности кадровых работников.

Профессиональный рабочий

Ощущается нехватка квалифицированных машинистов, слесарей, электриков, сварщиков.

Специалист индустрии красоты

Стилисты, визажисты, парикмахеры необходимы в связи с бурным ростом количества салонов красоты.

Эколог

В последние годы становится востребованной профессия эколога. И связано это в первую очередь с оставляющей желать лучшего экологической обстановкой в России и в мире в целом.

Ксения Редичкина