Материалы

Отчет

Об исполнении поручения по осуществлению мониторинга практики применения Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»


об исполнении поручения по осуществлению мониторинга практики применения Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 27 сентября 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон определил правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук (далее – РАН), а также установил новый порядок управления РАН и порядок финансового обеспечения ее деятельности.

Цель принятия Закона — оптимизация организационно-правовых механизмов управления российской фундаментальной наукой, повышение эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня.

25 сентября 2013 года на 337-м заседании Совета Федерации вместе с одобрением Закона было принято Постановление Совета Федерации 368-СФ о его реализации, которое состояло из двух частей.

 О работе над проектом положения о Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО России)

 К настоящему моменту первая часть указанного постановления выполнена: была сформирована рабочая группа под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец по разработке положения о ФАНО России — федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять функции собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении РАН, Российской академии медицинских наук и Россельхозакадемии до момента вступления Закона в силу.

Членами рабочей группы от Совета Федерации совместно с представителями государственных академий наук были подготовлены ряд принципиальных предложений в проект указанного документа, главная цель которых — обеспечение научного руководства РАН деятельностью академических институтов. Консолидированная позиция Совета Федерации и РАН заключалась в следующем: научное руководство РАН деятельностью академических институтов в проекте положения могло быть обеспечено при условии непосредственного участия РАН в реализации полномочий по:

— утверждению программ развития научных организаций;

— утверждению государственных заданий на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований научными организациями;

— проведению оценки эффективности деятельности научных организаций;

— представлению в Правительство Российской Федерации предложений о создании, реорганизации и ликвидации научных организаций.

В утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 года №959 положении о Федеральном агентстве научных организаций эти предложения учтены: ФАНО России осуществляет свою деятельность как непосредственно и через свои территориальные органы, так и во взаимодействии с РАН и ее региональными отделениями. При этом в положении прямо указано, что ряд полномочий ФАНО России осуществляет совместно с РАН или с учетом позиции РАН.

 Об основных этапах реализации Закона

 В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Федерации 368-СФ Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре поручено осуществлять мониторинг практики применения Закона. С момента вступления в силу Закона не одно из событий, касающихся реформы РАН, не осталось без внимания Комитета. Члены Комитета регулярно принимали и принимают участие в мероприятиях и рабочих встречах с руководством ФАНО России и РАН, представителями региональных отделений и научных центров, директорами институтов. Ниже кратко перечислены наиболее важные этапы практики его применения.

В целях реализации Закона к концу 2013 года в ведение ФАНО России были переданы все ранее подведомственные РАН научные организации.

Благодаря слаженным действиям ФАНО России и РАН, начиная с января 2014 года, обеспечено их бесперебойное финансирование.

В соответствии с Законом осуществлено объединение РАН, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук.

Проведено общее собрание объединенной РАН и принят новый Устав РАН, утвержденный Правительством Российской Федерации 27 июня 2014 года.

10 сентября 2014 года подписано Соглашение о сотрудничестве между ФАНО России и РАН, содержащее подробный перечень направлений взаимодействия между указанными организациями по всем ключевым вопросам. Практически завершен процесс обсуждения и принятия регламентов к указанному соглашению. На сегодняшний день утверждены следующие регламенты:

по вопросам создания, реорганизации и ликвидации научных организаций, подведомственных ФАНО России;

по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России;

по осуществлению и развитию международного научного и научно-технического сотрудничества;

по совершенствованию инфраструктуры обеспечения научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации в части планирования развития материально-технической базы;

по подготовке и предоставлению научными организациями, подведомственными ФАНО России, отчетов о выполнении плана научно-исследовательских работ.

Разработаны и готовятся к подписанию:

— регламент взаимодействия ФАНО России и РАН по формированию и утверждению государственных заданий на проведение научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и подведомственными ФАНО России;

— регламент подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности;

— регламент взаимодействия ФАНО России и РАН при осуществлении издательской деятельности, в том числе поддержке научных журналов, учрежденных РАН и федеральными государственными научными учреждениями, подведомственными ФАНО России;

— регламент взаимодействия ФАНО России и РАН по формированию и утверждению программ развития научных организаций, созданных в форме федеральных государственных учреждений и подведомственных ФАНО России.

Создан Научно-координационный совет – совещательный орган, созданный при ФАНО России, главная цель которого – наладить эффективное взаимодействие между РАН, ФАНО России и академическими институтами.

ФАНО России разрабатываются и внедряются новые инструменты финансирования подведомственных научных организаций посредством информационной системы «Государственные задания и научно-исследовательские работы». Данная система создает инструментарий к разработке мониторинга эффективности деятельности научных организаций и их структурных подразделений в части исполнения государственного задания и повышения эффективности расходования средств путем четкого сопоставления тематики исследований с перечнем критических технологий, приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

 О нормативно-правовом обеспечении реализации Закона

 В целях реализации положений Закона Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец утвержден график разработки и внесения в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, направленных на его реализацию (далее — График) (прилагается). Ежемесячно Минобрнауки России в Комитет направлялась оперативная информация о ходе его реализации.

Графиком предусматривалась разработка 27 нормативных правовых актов, 24 из которых в настоящее время приняты, в том числе:

утверждены уставы Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук;

утвержден перечень организаций, подведомственных Ф АНО России;

установлено предельное количество членов государственных академий наук;

созданы все необходимые условия для осуществления РАН экспертной деятельности в рамках новых полномочий, определенных Закона.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2014 года № Пр-3011 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 8 декабря 2014 года подготовлены и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2179-р внесены изменения в Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013–2020 годы) (далее – Программа). Принятые изменения направлены на приведение Программы в соответствие с федеральным законодательством, а также на обеспечение деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России.

С учетом реорганизации государственных академий наук и образования Российского научного фонда внесены изменения в содержание и состав исполнителей мероприятий указанной Программы, уточнены цели, задачи и принципы ее реализации. Кроме того, установлено, что приоритетные направления развития фундаментальных наук, а также направления поисковых научных исследований, проводимых в рамках Программы, формируются координационным советом на основе предложений РАН. При этом должны учитываться предварительное обсуждение с научным сообществом и рассмотрение ·в Совете с учетом системы технологического прогнозирования, конкурентных преимуществ в различных областях науки, перспективных задач социально-экономического развития России, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации, и обеспечения национальной безопасности.

Необходимые изменения в Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы подготовлены и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 года № 2217 -р.

В соответствии с решениями Совета с 1 июля 2015 года в двукратном размере увеличены ежемесячные денежные выплаты членам государственных академий наук. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 года № 480 внесены соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года № 386.

Вместе с тем необходимо отметить, что до сих пор не принят порядок создания региональных научных центров РАН. Правительством Российской Федерации было поручено РАН в срок до 30 января 2015 года представить схему территориального размещения региональных отделений и планируемых к созданию региональных научных центров, а также определить цели, задачи и функции указанных отделений и региональных научных центров. Однако указанное поручение не исполнено. Учитывая изложенное, принятие акта Правительства Российской Федерации об утверждении порядка создания региональных научных центров РАН призвано нецелесообразным. Соответствующее поручение Правительства Российской Федерации с контроля снято.

Также до настоящего времени не утвержден устав Российской академии художеств, проводится межведомственное согласование соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

 О деятельности рабочей группы по осуществлению мониторинга практики применения Закона

 С целью осуществления мониторинга практики применения Закона Распоряжением Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко от 26 декабря 2013 года № 314рп-СФ создана рабочая группа, в которую вошли руководитель ФАНО России М.М. Котюков, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородова, представители РАН и ее региональных отделений, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы. К настоящему моменту указанной рабочей группой проведен целый ряд заседаний и рабочих встреч, на которых обсуждались, в том числе такие вопросы как:

— механизмы практической реализации норм, касающихся осуществления РАН научного сопровождения деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России;

— роль, место и функции региональных отделений и региональных научных центров в новой структуре управления фундаментальной наукой в Российской Федерации;

— проект федерального закона № 447386–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, внесенный депутатами Государственной Думы Б.С. Кашиным, О.А. Куликовым;

— предложения членов рабочей группы в связи с присоединением к Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя и другие.

Дважды на заседаниях рабочей группы с участием представителей Российской академии художеств и Министерства культуры Российской Федерации рассматривался ход работы над проектом устава Российской академии художеств, а также неоднократные обращения президента Российской академии художеств З.К. Церетели в адрес Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко в связи со сложившейся ситуацией в ходе реализации Закона.

Позиция Российской академии художеств заключалась в сохранении за ней функций учредителя и собственника организаций, входящих в ее структуру. В то же время согласно Закону Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции и полномочия учредителей и собственников имущества организаций, подведомственных Российской академии художеств.

По мнению рабочей группы, требования Российской академии художеств в отношении подведомственных учреждений в рамках действующего законодательства удовлетворить невозможно. Вместе с тем, учитывая необходимость сохранения национальной художественной школы, по итогам обсуждений было принято решение направить в Правительство Российской Федерации соответствующие обращения с просьбой дать поручения по разработке мер и путей разрешения возникших противоречий.

Одним из главных вопросов, рассмотренных на заседаниях рабочей группы, стал вопрос обеспечения реализации предусмотренных Законом функций РАН. Среди которых такие важные как:

— разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;

— проведение фундаментальных и поисковых научных исследований;

— экспертиза научно-технических программ и проектов;

— мониторинг и оценка результатов деятельности научных организаций.

По итогам обсуждения в Правительство Российской Федерации были направлены согласованные Минобрнауки России, РАН и ФАНО России предложения по нормативно-правовому обеспечению указанных функций.

 О правительственном часе с участием руководителя ФАНО России М.М. Котюкова

 В марте 2015 года в рамках правительственного часа была заслушана информация руководителя ФАНО России М.М. Котюкова «Об обеспечении деятельности научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные и поисковые научные исследования» и по его итогам принято Постановление Совета Федерации № 93-СФ от 25 марта 2015 года.

В рамках правительственного часа в числе прочих сенаторами поднимались вопросы обеспечения предоставления социальных гарантий научным работникам организаций, подведомственных ФАНО России. С этой целью в вышеуказанное постановление Совета Федерации вошли, в том числе следующие рекомендации Правительству Российской Федерации:

— инициировать рассмотрение в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопроса о разработке комплекса мер по совершенствованию социально-трудовых отношений в системе научных организаций, подведомственных ФАНО;

— рассмотреть возможность продления до 2020 года осуществления мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011–2015 годы в части обеспечения жильем сотрудников научных организаций, подведомственных ФАНО, прежде всего молодых ученых;

— проработать вопрос о возможности использования в 2015 году бюджетных ассигнований, выделенных в 2014 году в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы на строительство (приобретение) служебного жилья ФАНО.

В настоящее время комитет продолжает осуществлять мониторинг реализации указанного постановления и планирует проинформировать палату об итогах его реализации в весеннюю сессию 2016 года.

 О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

 После принятия Закона состоялось два заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (далее — Совет), посвященных преобразованиям в академическом секторе фундаментальных исследований: 20 декабря 2013 года в Кремле и 8 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге.

В перечень поручений, подписанных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам заседания Совета 20 декабря 2013 года, вошло, в частности, поручение Правительству Российской Федерации обеспечить сохранение в течение года структурной целостности, имущества и кадровых ресурсов организаций, находившихся в ведении РАН, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Кроме того, Президент России поставил задачи выработать объективные принципы отбора ключевых направлений фундаментальных исследований; усовершенствовать систему их финансирования, в том числе за счет активного внедрения грантовых механизмов.

По итогам заседания Совета 8 декабря 2014 года было принято решение продлить еще на год мораторий на операции с имуществом академических институтов и их вывод из системы ФАНО России, а также дано поручение обеспечить гарантии его сохранности.

Президент России также поставил задачу четкого распределения полномочий между РАН и ФАНО России и поддержал необходимость разработки правового механизма, реализующего принцип «двух ключей»: концентрации деятельности ФАНО России на управлении имуществом научных организаций, находящихся в его ведении, и повышении при этом роли РАН в научно-методическом руководстве научными институтами.

 Основные выводы

 Основными задачами, поставленными перед комитетом при проведении мониторинга практики применения Закона, являлись:

— осуществление контроля за своевременной разработкой и принятием проектов нормативных правовых актов, необходимых для успешной реализации Закона;

— реализация на практике главного требования академического сообщества — обеспечение научного руководства деятельностью институтов со стороны РАН путем четкого распределения полномочий между РАН и ФАНО России.

Подводя итоги указанного мониторинга, можно сказать, что, на сегодняшний день приняты почти все нормативно-правовые документы, необходимые для его успешной реализации, сложились основные контуры взаимодействия между РАН и ФАНО России. По мнению комитета, сотрудничество между этими двумя организациями развивается позитивно. Правовой механизм, реализующий принцип «двух ключей», на практике обеспечивается путем принятия соответствующих регламентов по всем ключевым вопросам взаимодействия ФАНО России и РАН в рамках подписанного между ними Соглашения.

При этом на сегодняшний день ключевую роль в управлении российской фундаментальной наукой, повышении эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований, а также в решении конкретных вопросов, связанных с реализацией Закона, включая кадровые, играет Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Учитывая изложенное, комитет предлагает поручение по осуществлению мониторинга практики применения Закона снять с контроля и признать утратившим силу Распоряжение Председателя Совета Федерации от 26 декабря 2013 года № 314рп-СФ.