Рабочие группы Координационного совета

Материалы к заседанию рабочей группы №6 по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей

 Л. Швецова, И Трухачева

1. Детское движение возникло в 20-х годах минувшего века при предприятиях, по месту жительства. Но ситуация эта продолжалась недолго. Через полтора года детское движение было преобразовано в единую и единственную организацию – пионерскую.

2. Постепенно организация «перебазировалась в школу, которая стала местом ее «прописки». А система образования – основным «содержателем» этой организации.

Организация стала воспроизводить структуру школы: класс – отряд, все классы до 7-го – пионерская дружина. В школе появилось специальное помещение – пионерская комната, вожатый, который постепенно стал членом педагогического совета. Школам назначили «шефов» — предприятия, колхозы, совхозы, учреждения и т. п. Во всех Домах и дворцах пионеров – методисты по пионерской работе, которые обеспечивали каждодневную поддержку вожатым и активу. В издательствах Просвещение и Педагогика появились отделы, издававшие соответствующую специальную литературу.

Комсомол – по поручению партии – обеспечивал информационную (ежедневная радиопередача «Пионерская зорька», периодическая телевизионная «Отзовитесь, горнисты», два раза в неделю газета «Пионерская правда», ежемесячно журналы «Вожатый», «Костер», «Пионер»), методическую (отдел в издательстве «Молодая гвардия» по выпуску методической литературы) поддержку – разработку программ деятельности, стимулирование деятельности пионеров и вожатых (были установлены самые разнообразные знаки признания для пионеров и их вожатых).

Т. о. детская организация – пионерская представляла по существу огосударствленный институт в детской среде. Институт, о котором знали все, заботились. При этом пионерами были ВСЕ.

3. В 90-х годах одним из первых законов, принятых в нашем государстве был закон «Об общественных объединениях». И уже в первой его редакции детские сообщества получили право объединяться на добровольной основе.

Практически одновременно (еще в Советском Союзе) Верховный Совет ратифицировал Конвенцию о правах ребенка в соответствии с которой наряду с другими правами, дети были наделены гражданскими правами и свободами и получили

право на создание ассоциаций и мирных собраний (что означает – могут выходить на улицы), на сохранение индивидуальности, на свободу мысли, совести и религии, право на доступ к информацию, право на собственные убеждения, на выражение собственного мнения.

Дети оказались в одном законе со взрослыми. Следом появился закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и закон РФ «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В детской среде стал создаваться новый, общественный институт на законодательной основе. При это уже не было ответственного за его создание (комсомол переживал свою трансформацию в РСМ и у него уже не было поручения партии по обеспечению деятельности пионерской организации), школа стала дистанцироваться от пионерской организации (по началу ее олицетворяли с партией, партия же должна была уйти из государственный учреждений и ведомств, а, значит, и из школы). Детские программы ушли из СМИ. Издательства стали коммерческими и закрыли отделы, обеспечивающие выпуск специальной пионерской литературы.

То есть, взрослые, которые не имели за плечами представлений об общественном институте на современном этапе стали этот институт создавать. При этом создавать в условиях соблюдения международных норм (к этому нас обязывает ратификация Конвенции о правах ребенка).

4. С какими ПРОБЛЕМАМИ в создании общественного института в детской среде мы столкнулись?

Первая. Выбор – участвовать или не участвовать в детской общественной организации, дело добровольное. Шлейф политический тянулся за пионерской организацией. – начался ОТТОК детей из существовавших или продолжающих свое существование – детских (пионерских) организаций. Объединений много, они в школах, учреждениях дополнительного образования, по месту жительства, в учреждениях культуры, но малочисленны. В абсолютном большинстве РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ (прежде были по классам, одновозрастные).

Вторая. Регулировать деятельность взрослого – в первую очередь вожатого – стал директор школы. Вожатые НЕ стали кадрами детских общественных объединений. Они могут оказывать содействие. Если Правительство РФ внесет в положение о школе соответствующую строку о содействии детскому общественному движению. Для становления нового детского общественного движения ТРЕБУЕТСЯ СОЗДАНИЕ КОРПУСА ДОБРОВОЛЬЦЕВ.

Третья. Прекратились радио и телепередачи. Закрылись отделы в издательствах. Журнал «Вожатый» перестал выходить в свет. Тиражи журнала «Пионер» сократились в разы, также сократились тиражи газеты «Пионерская правда».Процесс становления детского общественного движения НЕ поддерживается информационно на федеральном уровне.

 Четвертая. Новый кадровый корпус необходимо готовить по‑новому. ТРЕБУЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ на уровне федеральных округов и в целом на федеральном уровне. Для этих центров тоже нужны специалисты. УЧЕНЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

Пятая. Новое детское движение складывается СТИХИЙНО. На федеральном уровне, на уровне Москвы нет организационного или координационного центра, способного обеспечить управление движением. До сих пор взрослые ведут свою работу в автономном режиме. КОНСОЛИДАЦИЯ ВЗРОСЛЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ОСТАЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ, Нет консолидации, нет ответственного за этот процесс. И, соответственно, нет никаких документов, позволяющих получить ответ на такие вопросы, как: Что это за детское общественное движение? Какая у него цель? Какие законы и правила? Кто стоит во главе этого движения или причастен к нему из известных обществу взрослых?

Шестая. Длительное – более 20 лет – отсутствие деятельности пионерской организации стерло из памяти многих взрослых образ пионерской организации (в памяти детей такой образ естественно отсутствует) ОБРАЗА НОВОГО ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ НЕТ.

Седьмая. В памяти влюбленных в пионерскую организацию взрослых до сих пор живет опыт обеспечения этой организации со стороны государства. Потому по‑прежнему раздаются призывы «Государство должно! Раньше вон как было!» ВЗРОСЛЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ НЕ ОСОЗНАЮТ, КАКОЙ ИНСТИТУТ СОЗДАЕТСЯ СЕГОДНЯ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ. Другими словами – не понимают, что такое общественный институт.

Восьмая. Государственная поддержка оказывается только организациям, имеющим статус юридического лица. АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НЕ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. Следовательно, финансовая поддержка на них не распространяется. Молодежные и детские объединения рассматриваются «в одном пакете». Основанием для поддержки выступает социальный проект. И, как правило, побеждают проекты молодежных объединений. Необходимо открыто признать и объявить, какая часть поддержки (из числа общего объема) принадлежит (может принадлежать) детским общественным объединениям.

Девятая. Новое детское движение нуждается в новой базе. Принятие закона РФ «Об образовании» не дает надежд на то, что общественные объединения смогут базироваться в школе. Возникает вопрос КТО МОЖЕТ ПРЕДСТАВИТЬ БАЗУ ДЛЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ? Минрегион развития? Минкульт? Министерство природоохраны? А, может, это должна сделать муниципальная власть? Но у них в функционале тоже пока этого нет.

Десятая. В составе детского общественного движения большое разнообразие объединений, отражающих самые разные интересы детей и подростков. Но взрослые осуществляют свою деятельность руководствуясь собственными авторскими программами. И часто без специальной подготовки. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ДЕТЬМИ часто можно встретить в практике. Чтобы детские общественные объединения стали настоящей составляющей гражданского общества и строили свою жизнь по демократическим нормам и правилам НУЖНА ПОДГОТОВКА: семинары, инструктивные лагеря. Пока этого нет.

Одиннадцатая. В соответствии с международными нормами участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, нужны РЕКОМЕНДАЦИИ, ОРИЕНТИРЫ для всех детей. Отдельно необходимо готовить материалы для участников детского общественного движения, у которых уже есть определенный опыт в этом направлении.

Сухой остаток:

Задача вовлечения детей в процесс принятия решений, затрагивающих их интересы — поистине новаторская. И по масштабам, и по содержанию, и по способам ее реализации.

Надо честно признать: сегодня наше общество в целом не только не готово осмыслить и осуществить поставленную задачу, но и способно ее отвергнуть. Ведь к немалому количеству нерешенных бытовых, социальных, житейских проблем добавляется еще одна, совсем незнакомая: дети в роли защитников собственных интересов.

Первый, пожалуй, наиболее сложный барьер – психологический. Здесь все против освоения новой задачи: и российская ментальность, и непросвещенность в этой области, и недоверие к детям, и отсутствие личного опыта в своем детстве.

Второй барьер — правовой. Неразработанность нормативно-правовой базы приводит к тому, что принимаются на разных уровнях решения, непосредственно затрагивающие интересы детей (закрытие школ, стадионов, лагерей, утверждение новых правил приема экзаменов и др.) без привлечения и учета мнения самих детей.

Третий барьер — бюрократический. Объективные суровые условия современной жизни вынудили органы власти ввести строгий пропускной режим во всех государственных учреждениях, куда детям из‑за отсутствия необходимых документов (паспорта, удостоверения) вход практически запрещен.

Еще барьер. Дискриминационный. Неодолимый для самых слабых и незащищенных: сирот, инвалидов, детей мигрантов.

Перечень подобных барьеров может быть продолжен. Но пришло время их убирать, расчищать дорогу к гражданскому обществу.

Необходимы меры, направленные на позитивное изменение нравственного климата в обществе в отношении к детям и их правам. Среди таких мер могли бы быть:

Прежде всего, это широкое информирование и просветительство всех слоев нашего общества, начиная от тех, кто профессионально занимается детьми и завершая представителями властных структур. Это формирование общественного мнения, новых морально-этических норм отношения взрослых к детям. Это развитие нормативно-правовой базы: детальное толкование статей Конвенции о правах ребенка, дополнения в Закон «О гарантиях прав ребенка», экспертиза и корректировка действующего законодательства на предмет обеспечения интересов детей.

 2. Особая роль в процессе реализации Национальной стратегии принадлежит детским общественным объединениям.

Во‑первых, потому, что у них, как правило есть некоторый опыт взаимодействия с обществом. Многие участвуют в тех или иных общественных акциях. У них есть свои средства массовой информации, где они могут высказать свое мнение, свою просьбу. Но если оценивать нынешнее общее состояние детского движения в стране, то пока рано говорить о том, что право детей на участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы, они используют активно, грамотно и добиваются каких‑то результатов. Причин тому немало.

Отсутствие полной и всеобъемлющей информации об этом праве и об учреждениях, куда бы они могли обратиться со своими проблемами.

Отсутствие процедуры обращения к взрослым.

Неподготовленность взрослых организаторов к организации деятельности подобного рода.

Непопулярность детских общественных объединений в жизни современного общества.

Необходимы меры, направленные на развитие детского движения и его поддержку со стороны государства. В числе таких мер могут и должны быть Закон «О детских общественных объединениях и мерах их государственной поддержки (информационных, финансовых, материально-технических, организационных, кадровых, научно-методических)», Закон «О добровольчестве» (требования к добровольцам – организаторам детских объединений, статус их внутри детских объединений, повышение уровня их компетентности, социальный пакет и т. п.), внесение дополнений в действующее законодательство. 

Современное детское движение вступило в такую фазу, когда объективно назрела необходимость в создании целостной программы «Детское движение России», осуществление которой стимулировало бы творческое взаимодействие, обмен опытом как детей, так и взрослых руководителей; рождение новых ярких традиций, как День детского движения или фестиваль детского движения; гражданские инициативы подростков, содействующие воспитанию патриотизма.

Такая программа могла бы предусматривать создание круглогодичного информационно-методического оздоровительного центра участников детского движения, на базе которого могли бы повышать уровень своей компетентности взрослые; строить отношения доверия и дружбы, учиться вести диалог все участники без различия возраста и статуса.

3. Осуществление задач – как общестратегических, так и конкретных – будь то создание закона или организация Дня детского движения, реализация программы или одной из ее акций — требует привлечения самых разных ведомств, учреждений, общественных и государственных деятелей, участия творческих союзов, армии, органов власти (от муниципальной до государственной).

Даже при наличии детского парламента детское движение не сможет обойтись без компетентных взрослых. В связи с этим можно и нужно предусмотреть меры, направленные на объединение самых разных государственных и общественных деятелей для координаций процессов по реализации Национальной стратегии в интересах прав ребенка.

Среди таких мер может быть создание координационных советов по реализации Национальной стратегии как на региональном уровне, так и на муниципальном (местном). 

Советы могли бы создаваться и действовать при губернаторах, мэрах или префектах (по вертикали) и быть опорой для развития детского общественного движения. Именно они могли бы стать инициаторами встреч с детьми, различных исследований детских интересов, запросов, потребностей. От них дети могли бы узнавать о планах и перспективах жизни своего поселка, района, города. А дети, в свою очередь, свободно высказывать взгляды, пожелания, одобрения или несогласия по поводу действий взрослых. Легко это или трудно? Сложно, безусловно. Но когда‑то надо начинать. Компас для этого есть – право детей на участие в реализации Национальной стратегии.

 МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Исследование представлений взрослых о возможных направлениях участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы.

2. Мониторинг оценки участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы и детском движении России

3. Разработка концепции развития детского общественного движения до 2020 года.

4. Разработка проекта закона РФ «О детском общественном движении» или «Об участии детей в детском общественном движении»

5. Открытая дискуссия взрослых «Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: реальность и перспективы».

6. Создание на базе Костромского госуниверситета имени Н.А. Некрасова научно-исследовательского центра изучения участия детей в жизни гражданского общества

7. Разработка примерных стандартов участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы.

8. Совещание представителей прессы, адресованной взрослым, работающим с детьми и самим детям («Пионер», «Внешкольник», «Воспитание в школе», «Про детское движение», «Воспитание школьников», «Пионерская правда», «Вместе. Москва» и др).с участием представителей региональной прессы, специальной прессы Беларуси, Казахстана, Украины.

9. Разработка и осуществление общественно-государственного проекта информационно-издательского центра детского общественного движения

10. Всероссийский конгресс «Участие детей России в жизни государства и общества» 

11. Подготовка дополнений в действующее законодательство.

12. Создание в 8 федеральных округах Российской Федерации ресурсных центров детских общественных объединений

13. Разработка рекомендаций взрослым организаторам детских общественных объединений об участии детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы

Это не все. Это минимум для первого года. Надо обсуждать серьезно.

Февраль 2013 года