Рабочие группы Координационного совета

Рекомендации.
«Участие детей — представителей детских общественных объединений в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей»

Председатель СПО-ФДО А.В. Волохов,доктор педагогических наук, профессор

Директор научно-практического центра СПО-ФДО И.И. Фришман,доктор педагогических наук, профессор

Международное детское движение имеет славную и более чем вековую историю. Во все времена у взрослого сообщества было противоречивое отношение к участию детей в общественной деятельности, обусловленное сложившимися представлениями о Детстве в целом.

Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. В 2012 году в ходе празднования 90-летия пионерии Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) инициировал проведение международной научно-практической конференции «Партнерство во имя ребенка», которая состоялась в Москве при поддержке Комитета общественных связей Правительства Москвы. Итогом конференции стала разработка подходов к участию детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Более чем 20-летний опыт деятельности СПО-ФДО на постсоветском пространстве, позволил рассмотреть на конференции и предложить лидерам детских общественных объединений путь поддержки социальной инициативы и самоорганизации детского сообщества.

Исходя из международных документов (Женевской декларации прав ребенка – 1924г., Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН – 1959г., Конвенции ООН о правах ребенка – 1989г.) за ребенком признается право на свободу ассоциаций, объединений и мирных собраний. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию, идеи любого рода, право на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь, неприкосновенность жилища, на защиту чести и достоинства, право на отдых, досуг, участие в социокультурной жизни своих стран. У ребенка есть право на защиту от экономической эксплуатации, от выполнения им любой работы, которая наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Детское движение рассматривается в трудах современных исследователей, экспертов как совместная деятельность детей (в возрасте до 18 лет) и взрослых, направленная на участие детей в принятии общественно значимых решений.

Детское движение в силу возрастных особенностей его участников функционирует при поддержке государства и общества, содействии законодательной и исполнительной ветвей власти.

Детское движение отражает стремление детей включиться в решение проблем ближайшего социального окружения, принять участие в социальных преобразованиях, отстоять свои права на эту деятельность и реализацию интересов к различным видам социальной активности.

Участие детей в Национальной стратегии можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности детей, направленной на решение актуальных проблем ближайшего социального окружения.

Существует 7 приоритетных сфер партнерства государства, общества и детских общественных объединений в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей:

— образование и воспитание;

— обеспечение условий для включения детских общественных объединений в самостоятельную экономическую деятельность;

— обеспечение условий для развития художественного, научного, технического, социального творчества подрастающего поколения;

— профилактика и преодоление негативных процессов в детской среде;

— организация и обеспечение позитивных форм досуга, социальной анимации;

— обеспечение условий для укрепления здоровья и физического развития детей;

— развитие инновационной активности детских общественных объединений, их конкурентоспособности как партнера в решении государственных задач.

Партнерство в интересах ребенка является основополагающим принципом Национальной стратегии, объединяя социальные институты общества для разработки и реализации системы мер способствующих:

· учету интересов и потребностей детей из различных социальных групп, в том числе имеющих социальные ограничения и ограничения по здоровью;

· участию детей в разработке и реализации социально-значимых проектов по принципу «Разные – Равные»;

· взаимодействию государства, институтов гражданского общества и социально ответственного бизнеса;

· информационной открытости участия детей в принятии общественно-значимых решений.

Для нормативно-правового и психолого-педагогического обоснования участия детей в реализации Национальной стратегии целесообразно использовать следующую совокупность подходов:

· вариативно-программный подход реализует потребность и интерес ребенка к различным видам деятельности, способствующей развитию лидерских и творческих потенциалов личности;

· аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации; подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей партнерства и взаимодействия всех субъектов социализации: педагогов, воспитанников, их родителей и социальных партнеров детских общественных объединений; акцентирует внимание на том, что именно нравственные ценности определяют цель, средства ее достижения, содержание и способы деятельности личности;

· деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той деятельности, субъектом которой он становится;

· ресурсный подход, позволяет строить стратегию успеха на основе трех слагаемых лидерства: создания уникальных услуг в сфере социального партнерства и творчества; развития организационных компетенций взрослых и детей, которые определяют конкурентные преимущества сообществ, объединений, коллективов, организаций; овладения технологиями опережающего управления (создания и реализации моделей изменений, проектов, программ). При этом ресурс, в отличие от потенциала (совокупности возможностей) и условий (необходимости) – это всегда реальный актив организации, то чем могут пользоваться детские общественные объединения в достижении поставленных целей;

· полисубъектный подход предполагает, что цели и ценностные приоритеты в сфере воспитания подрастающего поколения ставят не только традиционные субъекты (семья, школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, политические партии и движения, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности, органы власти и т. д. В этих условиях возникает настоятельная потребность, с одной стороны, в сотрудничестве между субъектами воспитания, ориентированными на развитие личности ребенка на основе гуманистических ценностей, и, с другой — в их совместном противодействии влиянию субъектов диссоциального воспитания.

При разработке понятия «участие детей в реализации Национальной стратегии» необходимо использовать возможности:

· самореализации — как смысла включенности личности в общественную практику;

· самоорганизации — как технологии, обеспечивающей эффективность социального участия детей в решении государственных задач;

· самостоятельности, самодеятельности — как средств, обеспечивающих функционирование детских общественных объединений.

Участие в разнообразной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению.

Формы, методы, подходы к социальному участию детей в жизни общества корректируются, исходя из социальных потребностей, ценностных установок подрастающего поколения и требований, принятых по отношению к детям на разных этапах исторического развития.

Участие юных граждан в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей это:

· реальная форма демократии с соответствующими правами, возможностью и ответственностью;

· средство (ресурс) социально-правовой самореализации участников детских общественных объединений;

· условие реализации государственных программ поддержки талантливых детей и молодежи.

Результатами участия детей в принятии общественно-значимых решений являются:

· владение демократическими правилами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· самостоятельное освоение широкого спектра социальных ролей;

· осмысление ценностей общественных отношений для гражданского выбора своей позиции.

Принципами участия детей в реализации Национальной стратегии могут рассматриваться:

· научность – научное сопровождение участия детей в принятии общественно-значимых решений.

· диалог – признание детей, детских общественных объединений в качестве равноправного партнера в реализации Национальной стратегии;

· открытость – право общественных объединений и юных граждан принимать участие в реализации Национальной стратегии;

· гармонизация целей – оптимальное сочетание личных, общественных и государственных интересов. Содержательный аспект принципа «гармонизации» трактуется через понятие «меры» (мера политичности, степень активности). «Мера» в реализации Национальной стратегии может быть обусловлена и возрастом ребенка, и разумным отношением взрослых к детским инициативам, и конкретной-исторической ситуацией;

· соучастие – сознательное участие детей в социальных преобразованиях;

· ответственность – соблюдение партнерами реализации Национальной стратегии прав и законных интересов детей в процессе общественной деятельности;

· преемственность – организация участия детей в общественной деятельности независимо от перемен в системе государственных и политических отношений;

· социальное партнерство – ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

В основе эффективности участия детей в реализации Национальной стратегии лежат следующие положения:

· реализация Национальной стратегии не должна приводить к ухудшению материального и социального положения детских общественных объединений на всех уровнях;

· согласованность действий органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений по поддержке участия детей в реализации Национальной стратегии;

· признание детских общественных объединений партнером государства и общества в представлении и защите законных интересов и прав детей;

· организация содержательного диалога поколений по вопросам, касающимся жизнедеятельности детских общественных объединений;

· укрепление доверия общества к органам исполнительной и законодательной власти, органам, отвечающим за выработку законодательства в сфере Детства;

· устранение факторов, затрудняющих доступ детских общественных объединений к государственной поддержке (недостаток информации, отсутствие конфиденциальности, коррупция);

· использование единого подхода к терминологии «участие детей в Национальной стратегии» и «партнерство во имя ребенка».

Для оценки эффективности партнерства различных социальных институтов необходимо определить группы показателей и критериев их оценки. Среди них могут быть выделены три группы показателей:

— первая группа – характеризует вклад детских общественных объединений в реализацию Национальной стратегии;

— вторая – характеризует изменения в положении детских общественных объединений и их участников в системе общественных отношений;

— третья – характеризует результаты комплексной и независимой оценки эффективности мер Национальной стратегии на разных уровнях.

Для включения детских общественных объединений в систему социального партнерства необходимо проведение объективных исследований о «социальном портрете детских общественных объединений как партнере в решении государственных задач». Такие комплексные исследования могут послужить основой разработки управленческих решений и механизмов государственной поддержки детских общественных объединений, их руководителей, участников, добровольцев.

Наибольший интерес, с позиции участия детей в реализации Национальной стратегии, представляют следующие сектора «портрета партнера»: социальное самочувствие и проблемы различных социальных категорий детей; ценностные ориентации современного детства; социальная и гражданско-правовая активность детей; социокультурная деятельность детских общественных объединений; взрослые и дети в детском общественном объединении: диалог поколений.

Формы проявления социальной активности, участия детей в реализации Национальной стратегии могут быть описаны с позиции «социальных практик участников детских общественных объединений».

Важно помнить, что «социальные практики» направлены на реализацию права ребенка быть включенным в принятие решений в повседневной жизни, быть ответственным за результаты принятых решений, а так же права демократическими методами влиять на ближайшее социальное окружение, приносить пользу, быть инициативным и заботливым гражданином.

Среди наиболее эффективных «социальных практик»: общественная деятельность; социальная помощь; организация социально-значимой, поисковой, досуговой, агитационной, общественно-полезной деятельности в ближайшем социальном окружении; организация в образовательных учреждениях «Служб примирения», в целях восстановительного правосудия, ориентированных на профилактику межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде; участие в деятельности пресс-центров, детских редакций, сетевых групп и иных форм влияния детских общественных объединений на информационное общество; подготовка инициативных обращений в органы муниципальной и государственной власти; проведение переговорных площадок, дискуссий, форум – театров, собраний, общественных слушаний; общественная экспертиза.

Важно помнить, что «социальные практики» носят коллективный характер и осваиваются детьми при передаче специально оговоренных и документально оформленных полномочий, связанных с ответственностью за принятие решений.

В этой связи возрастает актуальность заключения договоров детских общественных объединений с образовательными учреждениями, органами молодежной политики для объединения усилий социальных институтов воспитания по реализации Национальной стратегии и снижения рисков и вызовов в общественной деятельности детей.

При подготовке проектов договоров лидерам детских общественных объединений важно определиться с теми базовыми подходами к взаимодействию с социальными институтами, на которые направлены мероприятия Национальной стратегии. Их содержание позволит раскрыть новизну социальных качеств, проявляемых детьми. Авторитет общественной деятельности связан с участием лидеров детских общественных объединений в нормотворческой работе на разных уровнях (внесение от организации предложений при разработке нормативно-правовых актов). Использование информационного пространства, в том числе сайтов детских общественных объединений, например сайта Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), позволит ребенку самостоятельно познакомиться с материалами Национальной стратегии и выработать свою позицию по отношению к ней. Следует обратить пристальное внимание на создание и поддержку имиджа детского общественного объединения, как равноправного партнера при решении государственных задач. Для реализации этого положения важно участие представителей детских объединений в общественных органах при государственных структурах при подготовке материалов для общественных обсуждений, экспертных групп, советов и т. д.

В случае необходимости лидерам детских общественных объединений важно оперативно реагировать на вмешательство политических партий в деятельность детских общественных объединений.

Целенаправленные действия органов местного самоуправления на включение детей в решение задач Национальной стратегии должны быть ориентированы на создание соответствующих структур (координационных советов, переговорных площадок, межведомственных комиссий), с выделением квоты мест для представителей детских общественных объединений.

Эти структуры могут быть различными по форме в зависимости от уровня, на котором они создаются (поселение, поселок, город, район, регион): функциональное же их назначение определяется задачами организации диалога и партнерства между органами государственной власти, местного самоуправления и детскими общественными объединениями. При создании подобных консультативных органов важно учитывать возрастные ограничения, чтобы не подменять возможность реального участия детей в реализации Национальной стратегии «имитационными формами участия». Данные формы целесообразны при проведении лагерных сборов, ассамблей, форумов и встреч, связанных с принятием системы мер по реализации Национальной стратегии и определению в ней роли и места деятельности детского общественного объединения.

Процесс участия детей в реализации направлений Национальной стратегии действий в интересах детей будет успешным при соблюдении общности интересов, совместной деятельности, активном социальном взаимодействии партнеров во имя ребенка.