Рабочие группы Координационного совета

Социальная активность детей и молодежи, участие общественных объединений детей и молодежи в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

Фришман Ирина Игоревна – заместитель директора 
Научно-практического центра СПО-ФДО,
ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО,
доктор педагогических наук, профессор 

Социально-культурная ситуация, во многом определившая выбор темы научно-практической конференции выдвигает на первое место обсуждение вопроса диалектики общественных взглядов на психолого-педагогическое явление «активность подрастающего поколения». Эта тема с одной стороны является традиционно дискуссионной и вариативной с целью отражения максимально возможной широты проблематики, с другой, делает акцент на самоорганизацию детских сообществ как цель и результат общественного движения. 

Как указанно в Российской педагогической энциклопедии, активность личности (от лат. Activus – деятельный), можно рассматривать как деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества. Активность личности проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активности личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание активности личности – непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.

Российское общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих людях. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умений мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна.

Социальная активность личности как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок обретается человеком под влиянием множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных.

Проблема социальной активности личности как и формирование этого важнейшего интегративного качества не относится к разряду «одномерных»: человек в той мере социальное существо, в какой он самоопределился в социуме, проявляя в нем активность, преобразуя его и самого себя как субъекта социальных отношений, а «качество» этого проявления обусловлено многообразием факторов, с которыми взаимодействует развивающаяся личность и которые оказывают на это развитие влияние.

Рассматривая содержание научного понятия «социальная активность» важно понимать, что оно взаимосвязано, с такими понятиями как деятельность, общение, социальная ответственность, жизненная позиция, общественный долг. У истоков разработки проблем активности в психологии стояли В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский и др. Основы современного понимания природы психической активности личности заложены Л.С. Выготским, М.Я. Басовым, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном, утверждавшим, что никакой активности личности нельзя понять вне интегрального виденья личности в ее соотношении с общественно необходимой деятельностью. Важно подчеркнуть концептуальное положение А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина о том, что ребенок, как и всякий человек, есть прежде всего существо саморазвивающееся, самоусовершенствующееся.

Дальнейшее развитие в психологии категория «социальная активность» получила в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.И. Грядуновой, Б.Ф. Ломова,B.C. Мухиной, Т.Н. Счастной. В частности, Л.И. Божович подчеркивала, что формирование личности ребенка определяется соотношением между тем местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта, — с другой.

В различные периоды отечественной истории «социальная активность» трактовалась по разному: в первое десятилетие после революции — как синоним творчества, инициативы и революционного напора (М.М. Рубинштейн, Г.Г. Шпет и др.). «Родоначальниками» педагогической теории и практики воспитания социальной активности личности в советский период являются П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, М. Пистрак, С.Л. Ривес, М.Н. Скаткин, Л.Н. Скаткин, А.А. Фортунатов, С.Т. Шацкий. Так, М.Н. Скаткин замечал, что на развитие социальной активности ребенка, его отношение к деятельности большое влияние оказывает осознание ее общественной значимости, увлеченность, положительный эмоциональный настрой, творческое отношение ко всем ее видам. В последующие годы наметился резкий поворот, когда понятие активности связывается с исполнительностью, дисциплинированностью, полным подчинением идеалам системы (труды Д.И. Чеснокова, Б.М. Мятина, Н.Ф. Юдина, П.Н. Поспелова); лишь в 60-х гг. и далее проблема активности личности рассматривается в связи с возможностями свободного выбора (Б.А. Грущин, Э.В. Ильенков, В.Ж. Келле, И.В. Кон, Н.И. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий и др.), как взаимосвязь социальной среды, активности личности и сознания в рамках категорий «субъект» и «объект» (Л.П. Буева, В.А. Лекторский, К.Н. Любутин), в зависимости от способа включения социальной активности в общественные отношения (В.П. Тугаринов), как категория, выраженная в интересах и потребностях (А.Г. Здравомыслов, A.M. Гендин, Н.Н. Трубников), как категория, рассматриваемая на базе отражения (B.C. Баруллин, К.А. Адьбуханова-Славская и др.), как проявление в активном поступке (М.М. Бахтин), как форма активности живого существа, призванная воспроизводить сверхприродные условия его бытия — социальные отношения, культуру, его самого как биосоциальное существо (М.С. Каган).

В работах С.М. Косолапова, А.П. Петрова, А.К. Рычкова социальная активность рассматривается как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» — меру интенсивности самореализации в общественной деятельности. Мы разделяем эту позицию.

В 21 веке важнейшим следствием и одновременно показателем сформированности «социального опыта личности» являются не столько документы, результаты (часто обозначаемые как компетенции), а достижение душевных порывов растущей личности, осознание сопричастности к созидательному труду, преобразованию мира. «Легко любить человечество, трудно понять близких людей». Осознание этого правила приходит в том случае, когда у ребенка есть опыт социально одобряемой деятельности, направленный не только на увеличение своего «портфолио», но направленного на решение непростых социальных проблем.

Всепроникающая информация, воздействуя на мышление и сознание детей, меняет их потребности, возможности, социальное пространство. При этом формируется естественно-культурная среда «обитания детства».

«Среда – по словам Л.С. Выготского – выступает в развитии … в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль «источника развития»». Для современного детства этот источник стал принципиально иным, чем для его родителей, осваивавшим свой опыт зачастую в другой стране и ином ХХ веке.

В общественном сознании в XX веке были закреплены следующие характерные черты Детства: дети существа отличные от взрослых; чтобы стать взрослым ребенку требуется приложить усилия, прежде всего в сфере образования; ответственность за выращивание и воспитание детей лежит на взрослых.

Эти утверждения во многом определили конфликт «отцов и детей». Заботясь о детях, взрослый человек проявляет себя наиболее полно. Парадигма детства дополняется по отношению к парадигме взрослого рисуя образ ребенка, в котором взрослый сообщает все о себе. Изменение этих стереотипов стало возможным при наличии детских общественных объединений, чей обобщенный образ привлекательным для ребенка тем, что он может проявить свою самостоятельность.

При этом в 21 веке общественное сознание оказалось не готово к восприятию «детства новой реальности». В том числе к их выбору в определении путей, средств формирования личностной и социальной ответственности. Среди наиболее значимых проблем, с которыми сегодня столкнулись юные граждане – актуализация потребительства, рост безразличия к базовым ценностям, нарастание межэтнической социальной напряженности, появление протестных субкультур, «сетевых диалектов», когда молодые пользователи Интернета сознательно используют сленг в противовес правилам родного языка.

Актуальность проблемы возрастает в связи со стартом в субъектах РФ «Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».

Указ, подписанный президентом РФ от 1 июня 2012 № 761, стал законодательным свидетельством нового этапа взаимодействия государственных и общественных институтов воспитания характеризующегося совместной выработкой позиции по отношению к социальной активности подрастающего поколения. Ведущий принцип Стратегии — «Партнерство во имя детей».

В числе первоочередных мер стратегии: разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики. Также обращается особое внимание на развитие служб примирения в школах в целях восстановительного правосудия, на профилактику межэтической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде, предусматривается государственная поддержка детских телеканалов и передач, театров и киностудий.

Стратегией предлагается создать систему общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних, а также психолого-педагогическую сеть для работы с семейным неблагополучием и трудными детьми. Особого внимания заслуживает стратегическое направление «Дети – участники стратегии».

Принятая стратегия – это реальный шанс консолидации социальных институтов воспитания в поиске новых возможностей для решения первоочередных задач в отношении будущего, подрастающего на наших глазах. Жизнь современного детства сложна и противоречива, целевые установки детей ориентированы на личный успех. Без сформированного опыта социального взаимодействия в среде своих сверстников эта цель становится труднодостижимой.

В современном мире идет жестокая конкуренция за человеческий капитал, который ценнее, чем нефть и газ.

Страны и корпорации бьются за активных и талантливых людей, работают над системами стимулирования их труда. Последствием их действий стало общеупотребимое утверждение «драйвером роста в стране может стать свободный и социально-активный человек». Границей этого допущения в свою очередь является следующее положение «Зло познается стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель».

На протяжении длительного времени в этом обобщенном образе Учителя жизни для подрастающего поколения выступала Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Именно эта организация формировала идею вовлеченности в большое дело и востребованности каждого. Не ее вина, а скорее ее беда, что в общественном сознании укоренилась идея нерушимой связи «пионер – комсомолец – коммунист», не давая возможности объективно пересмотреть плюсы и минусы достижений пионерии для юных граждан даже в XXI веке.

Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) являясь правопреемником пионерской организации в 1991 году предложил путь, вариативных, социально-значимых программ, исходя из интересов детей, способствующих их самореализации, объединивший детей и взрослых в единый Союз на постсоветском пространстве с девизом «За Родину, Добро и Справедливость». С этого времени авторитет СПО-ФДО растет, непрерывно расширяя круг социальных партнёров.

Важно, что современные лидеры детских общественных объединений знают и чтят историю своих предшественников. Юбилейный год пионерии ярко продемонстрировал тенденцию необходимости деятельности общественного объединения детей для социальных институтов и востребованность многообразия детских сообществ у детей и подростков.

Обращение конференции к тематике «Партнёрство во имя ребёнка» позволит дать объективную оценку значения и роли детского общественного объединения как социального института, равноправного участника общественных преобразований.

Время глобальных вызовов и рисков, модернизационных и инновационных прорывов в мировом масштабе не могло не отразиться на процессах и авторитете детского движения в социальной среде.

Являясь неотъемлемой частью общества, детское общественное движение претерпело ряд сущностных изменений. С 1990 года по первое 20-летие нового века оно преодолело несколько этапов. Наиболее значимые: кризисный, революционный и эволюционный этапы. В связи с чем, возрастает актуальность определения вектора детского общественного движения как особого социального института, имеющего свою концепцию, подход, внутреннюю содержательную структуру, стратегию развития.

Наличие нового этапа характеризуют следующие сложившиеся социально-педагогические факторы:

· устойчивое многообразие форм общественной активности детей на региональных и федеральном уровнях;

·существующая нормативно-правовая база;

·интерес детей к возможности самореализации в общественной деятельности;

· значимость сложившихся детско-взрослых сообществ для процессов социализации и воспитания подрастающего поколения;

·разработка и внедрение вариативно-программного подхода, обосновывающего самостоятельный и добровольный выбор ребёнком или же участниками объединения видов программной деятельности общественной практики;

· преодоление ошибок, снижающих авторитет общественной деятельности для детей: массовость, обязательность, единообразие, манипулирование ребёнком, нивелирование личности.

К сожалению, нерешёнными вопросами были и остаются кадровые и финансовые, так как ни одно государственное ведомство не готово взять на себя в полном объёме решение этих вопросов; отказ от подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров старших вожатых, организаторов детского движения является повсеместной проблемой.

Принципиальным отличием эволюционного этапа развития детского, общественного движения от предыдущих двух (кризисного и революционного), является системность и согласованность преобразований в отношении социальной активности детей на государственном и общественном уровнях, что должно повлиять на рост потенциала детского движения и поддержать гражданский выбор ребёнка.

Достижением эволюционного этапа является также признание его участниками целостности детского общественного движения и в то же время осознание его не единственности для выбора, его не исключительности в противовес другим социальным институтам или же детско-взрослым сообществам.

В современном обществе, пронизанном масштабными информационными потоками, возрастает роль детей, как ресурсной категории населения, способной к позитивным, гуманитарным, инновационным преобразованиям. Именно они становятся авторами проектов и программ, объединяющими детей и подростков.

Детские общественные объединения, являются важнейшим социальным институтом, сами нуждаются в изменении и преобразовании, в сохранении авторитета и привлекательности подобного рода деятельности для детей и подростков. Объединяя детские общественные организации на разных уровнях (организационном, содержательном, деятельностном) общественное движение детей способствует росту уровня взаимодействия всех социальных институтов, отражающих гуманистический характер, функции, приоритеты, связанные с развитием социальной активности ребёнка. Исходя из этого, задача развития социальной активности детей может быть решена на государственном уровне, т. к. общественная деятельность позволяет ребенку принять участие в расширении прав и свобод, законных интересов в объединении со сверстниками.

Для решения этой задачи важна: координация общественной деятельности, оказание информационной, правовой, методической, материально-технической помощи детским общественным организациям-субъектам и распространение опыта по поддержке детских проектов и программ международного детского движения.

Проведённые научно-практическим центром СПО-ФДО исследования в 2009 – 2011 годах доказывают, что Детству как социальному явлению, необходимо для качественного развития — целостное, счастливое пространство деятельности, а не отдельные, даже самые значимые его элементы (семья, сверстники, школа, клубы по интересам, местожительство). Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что обеспечение ребёнка правовыми гарантиями, ограждение его от духовного, физического насилия, стереотипов свободного развития — непреложный закон прогресса общества и государства.

Наличие традиций российского и международного детского движения (самостоятельный характер деятельности, приоритет социального становления граждан, поливариативность организационных форм реализации интересов детей и подростков) позволяет выделить категории общего, особенного, единичного относительно значимости деятельности детского общественного объединения для решения проблем развития социальной активности подрастающего поколения.

Общим выступает идея единства в многообразии. Многообразное детское международное общественное движение детей сможет создать условия для поддержки детских объединений и организаций на различных уровнях. Политический плюрализм, общечеловеческие ценности, конвергенция взаимосвязаны с постоянно меняющимися детскими интересами. При этом основу деятельности детских организаций и объединений, созданных на добровольных основах участия, составляют самостоятельные решения задач юными, связанных с социально-значимыми проблемами и программами. Помощь различных наук (социология, психология, правоведение, юриспруденция, этнография) расширяет мировоззрение юных граждан, влияя на рост многообразия видов общественной практики. Таким образом, международное детское общественное движение может стать востребованным партнёром государства и общества.

Общим требованиям к содержанию деятельности различных детских общественных объединений является соответствие этой деятельности праву выбора ребёнком, предпочитаемых им видов деятельности; значимость уровня программного обеспечения для личностного и социального роста их участников.

Категория «Особенное» связана с взаимодействием субъектов движения на основе принципа «Равный-Равному». «Особенное» определяет социально-педагогический потенциал той или иной формы объединения, направленность видов коллективной деятельности от личности, с учётом закономерностей её возрастного, полового индивидуального развития к организации коллектива. Детский коллектив, таким образом, представляет собой не только структуру детской организации, но и нравственную его составляющую, выступает добровольным объединением детей «непреклонного возраста», специально организованной социальной средой – созданной детьми и взрослыми, представляющем наличие связи со всеми социальными институтами общества.

Категория «Единичное» представляет собой широту прав каждого «субъекта» движения. Также в этой категории можно рассмотреть средства, позволяющие участнику детского общественного объединения стать субъектом собственного развития, влияя на жизнь своего первичного коллектива. Уникальные черты детских общественных объединений и условия их жизнедеятельности детерминируют единичное в обеспечении защиты, представлении и реализации прав детей в обществе. Наиболее ярко они проявляются в методике деятельности, управлении и организации взаимосвязи и отношении участников детско-взрослых воспитывающих общностей, наиболее востребованных сегодня в регионах РФ.

По итогам, проводимых НПЦ СПО-ФДО на протяжении более 20 лет исследований выявлен рейтинг ожиданий детей и подростков, связанных с их участием в общественной деятельности. Наиболее значимые были названы следующие:

· расширение познавательных интересов, в том числе знание своих прав;

·приобретение новых друзей и впечатлений;

·достижение успеха в различных видах деятельности и взаимодействия;

·получение опыта организаторской деятельности и опыта самоорганизации;

·освоение новых ролей и видов общественной деятельности.

Дети, родители, педагоги заинтересованы в том, чтобы детские общественные объединения, организации действующие сегодня на различном уровне как юридические лица, представляли собой особым образом организованную среду, способную компенсировать детям и подросткам недостаточность поддержки их социальной активности со стороны государства, развивая индивидуальные возможности и способности, обеспечивая их самореализацию в общественной деятельности.

Будучи погруженным в «конструируемую» детьми, подростками, взрослыми среду на основе положений устава, законов и традиций каждый имеет право вносить свой вклад в общественно значимую деятельность, осознавая значимость социальной инициативы, успешно реализуя собственные интересы, проявить свою гражданскую позицию.

Деятельность большинства современных детских общественных объединений ориентировано на использование на практике общенаучных принципов: целенаправленности; культуросообразности; гуманистической ориентации; учёта возрастных и индивидуальных особенностей; единства сознания и поведения, слова и дела участников движения; преемственности; сотрудничества старших и младших, не только по возрасту, но и «социальному опыту» созидания и сопричастности.

Деятельность СПО-ФДО, активность в поддержке необходимых преобразований в социальной действительности позволяет открывать новые темы партнерства детских общественных объединений и науки. Одна из таких проблем «формирование гражданской идентичности», которая отражает уровень социальной активности личности.

В последние годы активная научно-педагогическая деятельность детских общественных объединений-субъектов СПО-ФДО позволила разработать критерии сформированности «гражданской идентичности» участников детских общественных объединений:

·Мотивационно-целевой, определяемый совокупностью побудительных сил субъекта, опредмеченных потребностей и намерений способностью ставить перед собой цели, принимать частные цели, уметь формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и план их решения;

·Когнитивный, предполагающий присвоение нравственных ценностей, лежащих в основе жизненного выбора и сформированный гражданской позицией, в развитии уровня знаний и стремлений участников движения к самопознанию и саморазвитию;

· Эмоционально-волевой, отражающий степень преодоления личностью негативных воздействий социума, овладения определёнными способами этого поведения;

·Деятельностно-творческий, определяющий наличие у личности навыков самоопределения и саморазвития.

Объединяющим механизмом формирования гражданской идентичности, как результата развития качества социальной активности личности являются «открытые проекты и авторские программы участников», представляющие собой направления деятельности, составляющие общее (совместное) поле взаимодействия детских общественных объединений и организаций.

Открытый перечень направлений позволяет каждому из субъектов СПО-ФДО проявлять себя в любом из направлений или же предлагать для участия свои проекты и программы.

На сегодняшний момент для раскрытия содержания понятия «социальная активность участника детского общественного объединения» необходимо найти способы решения проблем ресурсного, кадрового, правового, информационного обеспечения программ и проектов, координации деятельности, медиа сопровождение детских общественных объединений.

2012 год стал не только годом российской истории и юбилейным годом пионерии. Активными участниками общественных событий становятся дети, рожденные в 2000 году. Сегодня им 12. Они имеют возможность широко использовать в учебе, жизни все достижения человечества. Как писал Н.Н. Моисеев: «Человек, благодаря компьютерам, получил …. новое средство совершенствования коллективного интеллекта». Воспользуется ли этим средством детское общественное движение во благо своего развития, покажет время. Тем не менее, этот аспект социальной активности требует скорейшего изучения не только в теории, но и на практике. Еще одним значимым ресурсом социальной активности является способность радоваться успехам другого, умение сочувствовать чужим неприятностям, чувство сострадания. Эти, не менее важные стороны социальной активности, к сожалению, остаются в стороне от «магистральной линии» успешной личности. Организаторам общественно значимой деятельности важно задуматься о том, какими средствами можно помочь детям освоить такие ценности как совесть, честь, ответственность, достоинство? При поиске ответа, важно не столько искать аргументы в имеющемся социальном опыте, сколько вопросы к самому себе для участия в сложном, но важном диалоге с подрастающем поколением. Ведь неслучайно говорят, что «успех» происходит от слова «успеть». Успеем ли мы помочь друг другу быть активными и радоваться вместе созданному для всех? Пусть этот вопрос позволит нам начать заинтересованный разговор о социальной активности подрастающего поколения.