Материалы

Десятое заседание Координационного совета при Президенте РФ

Утвержденное Указом Президента Десятилетие детства позволит комплексно ставить и решать новые тактические и стратегические задачи


Проект станет закономерным продолжением Национальной стратегии в интересах детей.


29 мая 2017 года Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела заседание Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг. Тема заседания – «Формирование современной системы безопасного отдыха и оздоровления детей – ключевая задача Национальной стратегии».

Открывая заседание, Валентина Матвиенко сообщила, что Президент России Владимир Путин в преддверии Дня защиты детей подписал Указ об объявлении в России Десятилетия детства. Этот проект станет закономерным продолжением Национальной стратегии в интересах детей, которую глава государства утвердил пять лет назад, подчеркнула она. «Утвержденное Указом Президента «Десятилетие детства» дает возможность перспективного видения проблем детей. Позволяет комплексно ставить и решать новые тактические и стратегические задачи. Идея защиты детей – консолидирующая, без преувеличения, национальная идея», — уверена глава СФ.

Председатель СФ отметила, что за эти годы удалось существенно продвинуться в решении многих проблем. Так, в период реализации Стратегии за счет семейного устройства вдвое сократилось число детей-сирот. Подробно итоги нашей совместной работы мы подведем осенью на заключительном заседании Координационного совета, проинформировала глава СФ.

По словам Валентины Матвиенко, тема заседания, посвященная проблемам формирования современной системы организации детского отдыха и обеспечения его безопасности чрезвычайно актуальна. «Ответственность за обеспечение безопасности детей лежит не только на специалистах, непосредственно работающих с ними, и тех, кто будет организовывать детский отдых, но и на органах власти всех уровней», — считает она.

Глава СФ напомнила, что в связи с чудовищной трагедией, произошедшей в прошлом году в детском лагере на Сямозере, сделаны самые серьезные выводы. Главой государства был сформирован перечень поручений, в соответствии с которым обновились все подходы к организации отдыха и оздоровления детей. «Как законодатели мы взяли на себя ответственность за разработку федерального закона, закрепляющего единые требования к организациям детского отдыха. И в декабре такой закон был принят. Документ конкретизирует полномочия федеральных, региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления», — сказала Валентина Матвиенко. Установлена обязанность организаций отдыха создавать безопасные условия пребывания детей, а также привлекать на работу только квалифицированный персонал, отметила она.

Председатель СФ подчеркнула, что Закон стал результатом совместной работы, в том числе с коллегами из профильных министерств и ведомств, членами Координационного совета. Она проинформировала, что, в целях реализации этого Закона группой членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы разработан и внесен в Государственную Думу законопроект, направленный на закрепление процедуры выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.

Кроме того, отметила глава СФ, на Министерство образования и науки Правительством возложены функции координатора работы по организации отдыха и оздоровления детей. Она выразила надежду, что усилиями Министерства будет налажено четкое взаимодействие федеральных органов власти и обеспечена согласованность работы органов власти всех уровней. Совершенствование правового регулирования этой сферы, безусловно, будет продолжено. Предстоит принять ещё целый ряд нормативных актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, подчеркнула Валентина Матвиенко.

Она помнила, что в прошлом году в России организованно отдохнуло семь с половиной миллионов детей, которых принимали порядка пятидесяти двух тысяч организаций отдыха и оздоровления.

Вместе с тем Валентина Матвиенко предложила критически подойти к этой количественной оценке. Например, в настоящее время в структуре учреждений отдыха преобладают так называемые школьные лагеря с дневным пребыванием. Из общего числа детских лагерей стационарные составляют всего лишь 5 проц. В загородных лагерях, которые наиболее полно могут обеспечить оздоровление, отдыхает не более полутора миллионов детей. Глава СФ считает важным задуматься над расширением загородных форм отдыха детей.

Председатель СФ также обратила внимание на непростую ситуацию, которая складывается с инфраструктурой отдыха. В одних регионах реализуются полноценные программы развития детских лагерей, а в других средства направляются только на текущие нужды и оплату путевок. В результате, пока лишь немногие дети отдыхают в лагерях с хорошим оснащением, интересными развивающими программами, под присмотром квалифицированных профессиональных вожатых, подчеркнула Валентина Матвиенко.

Среди «болевых» точек она отметила тот факт, что подавляющее число детских лагерей не приспособлено для нужд детей-инвалидов.

«Важно создание общего федерального информационного портала об отдыхе детей и их оздоровлении, что позволит сделать эту сферу более открытой для граждан», — сказала Председатель верхней палаты парламента.

Она также отметила, что с отдыхом детей тесно связан и вопрос безопасных перевозок, и требования тут должны быть жесткие, но разумные.

Председатель СФ считает необходимым уделить более серьёзное внимание подготовке кадров. В том числе созданию единых профессиональных стандартов для вожатых, инструкторов и других специалистов, которые работают в сфере детского отдыха, оздоровления и туризма.

Валентина Матвиенко отметила, что система отдыха и оздоровления детей должна сочетать в себе комфортные условия размещения и обеспечение безопасности. «Включать и реализовывать воспитательные, обучающие, развивающие программы. Только тогда отдых будет отвечать интересам детей и запросам их родителей. Я вижу задачу государства в том, чтобы создать именно такую систему», — сказала она. Вместе с тем спикер СФ остерегла от излишней заорганизованности.

Председатель СФ подчеркнула, что масштаб вопросов в сфере организации детского отдыха требует формирования единых для всей страны подходов, в связи с этим необходимо обсудить разработку государственной программы, посвященной отдыху и оздоровлению детей в Российской Федерации.

«Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей завершается. Но мы и дальше будем работать над тем, чтобы наши дети росли крепкими и здоровыми, образованными и веселыми, а главное достойными людьми», — сказала Валентина Матвиенко.

Заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец рассказала о подготовке к летнему оздоровительному сезону этого года. Она сообщила, что более 40 тыс. лагерей примут детей во время летней оздоровительной кампании 2017 г.

По словам Ольги Голодец, желание сэкономить на детском отдыхе порой приводит к различным чрезвычайным происшествиям, а этого нельзя допускать.

«Мы включили в отношении закупок, касающихся детского отдыха, приоритет по ценам. Но де-факто мы отмечаем постоянное желание удешевить детский отдых со стороны разовых структур», — сказала она.

Она напомнила, что в этом году функция контроля за проведением летнего оздоровительного отдыха детей возложено на Министерство образования и науки РФ.

Вице-премьер считает, что сделано много, чтобы летний отдых был безопасным и интересным. По группам детей должна быть полная информация. Сопровождающие взрослые должны иметь соответствующую подготовку. Сейчас во многих регионах проходят совместные учения в период подготовки к началу сезона. Ольга Голодец проинформировала о введении нового номера 101 – специальной службы пожарных и спасателей, которая будет обращать особое внимание на сигналы о помощи от детей.

Председатель Совета Федерации тут же проверила, действует ли этот номер, позвонив в службу спасения, и переговорив с оператором.

В ходе заседания Координационного совета Министр образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала о том, как Министерство готовится к летней детской оздоровительной кампании, взяв на себя координацию этой работы. Министр также сообщила об итогах мониторинга реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.

По ее словам, одно из ключевых направлений Национальной стратегии – семейная политика сбережения детства. «В последние годы меры государственной поддержки семей с детьми стали более системными, вводятся новые виды материальной помощи, ежегодно с учетом инфляции индексируются размеры пособий, единовременных выплат для семей с детьми, продлен срок действия Программы материнского капитала и значительно вырос его размер», — отметила Ольга Васильева.

Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев сообщил, что в рамках реализации Национальной стратегии Министерством принимаются меры по обеспечению безопасности отдыха детей в летних оздоровительных учреждениях и защите от преступных посягательств. «Соответствующая работа проводится во всех регионах, при этом повышенное внимание уделяется объектам санаторно-курортного комплекса Краснодарского края, Республики Крым и г. Севастополя. С первого июня по 31 августа в эти субъекты РФ дополнительно будут командированы почти 700 сотрудников органов внутренних дел из других регионов».

Губернатор Московской области Андрей Воробьев проинформировал, что в области проживают 614 тыс. детей в возрасте от семи до 15 лет. «Каждый год мы оздоравливаем, направляем в лагеря порядка 110 тыс. детей, как в Подмосковье, так и на черноморские курорты. Львиная доля из них отдыхают по бесплатным или льготным программам, на это региональный и муниципальный бюджет тратят порядка 1,5 млрд рублей», — сказал он.

Глава МЧС России Владимир Пучков отметил, что Министерство ежегодно реализует комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов детского отдыха независимо от их формы собственности, на защиту жизни и здоровья детей. «В рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций задействованы все пожарно-спасательные гарнизоны, соответствующие органы управления по выполнению всего комплекса и системы мероприятий».

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова подчеркнула, что формирование современной модели организации детского оздоровления и отдыха – одна из основных задач Национальной стратегии действий в интересах детей. «Мы видим, что принципиальные вопросы решены, определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики, конкретизированы полномочия органов исполнительной власти, обозначена необходимость формирования реестров организаций отдыха и оздоровления детей», — сказала она.

Среди вопросов, требующих доработки, она отметила лицензирование деятельности по организации детского отдыха, а также охват летним отдыхом детей с ограниченными возможностями и из малообеспеченных семей.

Врио главы Республики Карелии Артур Парфенчиков сообщил, что с учетом прошлогодней трагедии на Сямозере были предприняты соответствующие меры на федеральном и региональном уровнях, определены новые нормативные положения. «Правительством Карелии были приняты нормативные акты в целях максимально быстрого регулирования тех вопросов, которые возложены на органы региональной власти».

Заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая подчеркнула, что сегодня общая задача двух палат парламента – объединить усилия с Правительством, чтобы будущее десятилетие было наполнено реальными шагами и действиями в пользу ребенка, детства и семьи.

Она выразила мнение о необходимости разработки типового договора. «Типовой договор является главным юридическим фактом взаимодействия семьи и организации, которая обеспечивает отдых, чтобы семья понимала, на какие условия отдыха ребенка она соглашается. Это важный элемент, который поможет упорядочить взаимодействие всех», — считает Ирина Яровая.

Заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов рассказал о принимаемых мерах по совершенствованию безопасной перевозки групп детей на авиационном, железнодорожном, автобусном, морском и речном транспорте.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Анна Попова сообщила, что летний отдых остается приоритетной задачей и направлением в деятельности этой федеральной службы. «В текущем году изменившиеся условия и реализация Федерального закона, регулирующего организацию отдыха и оздоровления детей, позволили скорректировать проведение контроль-надзорных мероприятий в отношении соответствующих организаций. Рекордное количество летних оздоровительных учреждений — 99 проц. — уже уведомили нас о начале своей деятельности».

По словам Анны Поповой, в настоящий момент проводится обследование этих учреждений на предмет их соответствия санитарным требованиям.

В обсуждении приняли участие советник Президента РФ Александра Левицкая, заместитель Председателя СФ Галина Карелова, члены Совета Федерации, директор московского Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, члены Координационного совета.

Координационный совет при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг. был образован Указом Президента РФ в сентябре 2012 г. в целях обеспечения взаимодействия различных органов власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Стратегии. Одной из основных задач Совета является подготовка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в интересах детей.

Возглавляет Координационный совет Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Секретарь Координационного совета – председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина.

 Думать о детях — думать о стране. Колонка В. Матвиенко в «Российской газете»

Забота о детях присуща всем странам, народам. Это одна из отличительных черт цивилизации. И все же, думаю, не ошибусь, если скажу, что в нашей стране такое отношение к детям укоренилось особенно глубоко. Не только как неотъемлемая часть нашей культуры, как национальная традиция, но и как направление деятельности государства. Притом, направление приоритетное, важнейшее.


Напомню, 1 июня 2012 года Президент России Владимир Путин своим указом дал «путевку в жизнь» Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. Ее срок истекает в этом году. И только что Президент России подписал указ, утверждающий проект «Десятилетие детства» на период 2018 – 2027 годы. Вряд ли можно найти лучшее подтверждение того, что семья, дети, их защита и поддержка — это действительно наши фундаментальные ценности, во многом определяющие политику Российского государства.

К сожалению, так было не всегда. Российские дети оказались тем социальным слоем, который в полной мере испытал тяготы, издержки периода перестройки, последующего десятилетия. Поддержка семьи, доступность качественного образования, воспитания, культурного развития, отдыха детей, охрана их здоровья, создание равных возможностей для тех из них, кто нуждается в особой заботе государства, защита прав детей — на всех этих направлениях обнаруживались серьезные проблемы. Они стремительно накапливались и крайне медленно и плохо решались.

Вот почему Совет Федерации как палата регионов выступил с инициативой разработки стратегического документа, осуществление которого привело бы к коренному изменению сложившейся ситуации. Совет Федерации организовал, осуществил практическую работу по подготовке Национальной стратегии действий в интересах детей на период 2012 – 2017 годы. Документа, если вдуматься, новаторского, поскольку ничего подобного в истории нашей страны не создавалось.

Принятая пять лет назад Национальная стратегия, по сути, заключалась в том, чтобы развернуть экономическую, социальную, финансовую политику государства в сторону детей. Удалось ли нам осуществить такой разворот? Считаю, есть все основания заявить: да, мы этого добились. Цели Стратегии достигнуты, основные задачи решены.

Назову то, что дает основания для такой оценки. Это, прежде всего, тот факт, что дети, семья стали реальным приоритетом деятельности. Выстроена развитая система правового регулирования государственной политики в области семьи и детства, которая в должной мере учитывает реальности России, имеющиеся возможности страны. В процессе этой работы мы приняли нормативные правовые акты по таким вопросам защиты детей и детства, которые в нашей стране вообще никогда не регулировались. Накоплен богатый опыт государственно-частного партнерства, социального предпринимательства. Мы оцениваем его положительно. Будем совершенствовать, развивать механизмы такого взаимодействия.

Социальное положение российских детей, возможности интеллектуального, физического, духовного развития стали существенно лучше. По целому ряду направлений, в первую очередь в области дошкольного и школьного образования, медицинского обслуживания детей, мы вплотную приблизились к странам, которые добились здесь особенно больших успехов. Сейчас готовится исчерпывающий доклад о выполнении Стратегии. Вместе с тем уже можно отметить ключевые моменты:

1. Несмотря на то, что страна проходит непростой этап, нам удается направлять на реализацию Стратегии, других мероприятий по поддержке семьи и детей средства в максимально возможном на данный момент объеме. «Детские расходы» федерального и региональных бюджетов не рассматриваются властью как резерв экономии.

2. Немало сделано для поддержки многодетных семей. В частности, срок действия программы материнского капитала продлен до 31 декабря 2018 года. Расширен спектр его использования. С 2012 года более чем на 77 % увеличилась численность детей в возрасте до 18 лет из отдельных категорий семей, имеющих право на получение социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ.

3. Первостепенное внимание уделено совершенствованию политики детствосбережения. Так, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2012 года снизилось в 2 раза. Детям-сиротам предоставлены особые права при приеме на обучение в вузы страны по программам бакалавриата и специалитета. Снижается численность детей, родители которых лишены родительских прав. На рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, направленный на повышение уровня социальной защиты детей, родители которых неизвестны.

Серьезную озабоченность государства, общества вызывают значительные масштабы насилия в отношении детей — семейного и уличного. Нельзя сказать, что здесь удалось добиться коренного перелома. Тем не менее, тенденция к сокращению наметилась: с 2012 года число преступлений в отношении несовершеннолетних уменьшилось на 18 процентов.

4. Безусловным приоритетом государственной политики является защита здоровья детей и матерей. За последние пять лет уровень материнской смертности снизился в 2 раза, младенческой — более чем на 40 процентов. В полном объеме выполняется программа строительства перинатальных центров в российских регионах. Завершается формирование трехуровневой системы организации медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным. Принята Концепция развития ранней помощи детям, утвержденная Правительством РФ.

5. Большую актуальность приобрела проблема защиты психического, нравственного, духовного здоровья детей. Совет Федерации одобрил внесение изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в ряд других законодательных нормативных актов.

6. Особенно много было сделано за эти годы для улучшения условий жизни той группы детей, которая в течение длительного времени находилась на периферии внимания государства и общества. Речь о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Так, увеличен размер социальной пенсии инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам. Установлено право родителей, опекунов, попечителей, имеющих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время. Реализуются программы создания доступной среды для инвалидов, развития инклюзивного образования.

7. Первостепенное внимание в рамках Стратегии уделено отдыху детей. В регионах идет активная работа по восстановлению инфраструктуры детского отдыха, повышению его качества. Принят закон, который вводит качественно новые критерии и требования к обеспечению безопасности отдыха детей. Мы также следим за тем, чтобы отдых детей был насыщен интересными спортивными, культурными, воспитательными мероприятиями. В том числе проводимыми под эгидой Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», движения «Юнармия».

Главное, на мой взгляд, что Национальная стратегия объединила представителей органов власти всех уровней, структур гражданского общества, ученых, бизнесменов, экспертов. Было сформировано ясное понимание того, что поддержка семьи, детства — это не траты, отдача от которых неизвестно когда и какой будет. Это инвестиции в человеческий капитал, качество которого, как известно, определяет в современном мире конкурентоспособность страны, а, значит, ее положение и роль в мире. Следовательно, процесс совершенствования государственной политики в этой сфере не может останавливаться, внимание к ней общества не должно ослабевать.

Думаю, именно с этих позиций следует подойти к решению вопросов, связанных с наполнением проекта «Десятилетие детства» конкретным содержанием. В частности, в него должны войти программы, которые были приняты в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, но чей срок выходит за ее рамки. Это Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.

Необходимо обеспечить взаимосвязь «Десятилетия детства» со стратегическими документами, определяющими приоритетные направления государственной политики, включающими в себя вопросы детства. В их числе Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, приоритетные проекты в области образования, культуры, спорта, воспитания.

Время рождает новые вызовы, которые требуют творческого подхода, нестандартных решений. «Десятилетие детства» — не исключение. Уверена, этот проект будет осуществлен успешно. Потому, что страна располагает необходимыми ресурсами, и потому, что самые острые проблемы в сфере детства решены, создан задел, который позволяет уверенно идти вперед. Нужно как можно эффективнее использовать имеющиеся возможности. Одно из важнейших условий этого — тесное взаимодействие власти и общества. У нас есть все необходимые механизмы. Дело за тем, чтобы выстроить такое сотрудничество государства и граждан в сфере семьи и детства.

 

Указ Президента РФ о Десятилетии детства придает новый импульс нашей общей работе в интересах детей – З. Драгункина

Десятилетие детства объявляется в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей, отметила сенатор.


Символично, что в день юбилейного, десятого заседания Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. главой государства подписан Указ об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. Это придает новый импульс масштабной работе в интересах детей. Об этом заявила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, секретарь Координационного совета Зинаида Драгункина.

Сенатор напомнила, что с инициативой объявить в стране с 2018 года Десятилетие детства выступила Председатель Совета Федерации, председатель Координационного совета Валентина Матвиенко.

В указе подчеркивается, что Десятилетие детства объявляется в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Нацстратегии. «Это усиливает нашу общую ответственность, стимулирует на каждодневную, с большой любовью работу в области детствосбережения», — сказала Зинаида Драгункина.

Касаясь темы безопасного отдыха и оздоровления детей, сенатор подчеркнула, что все конкретные предложения, прозвучавшие на заседании, будут в кратчайшие сроки проанализированы, обобщены и в рамках решения Координационного совета направлены в соответствующие структуры для исполнения. Координационный совет, руководители рабочих групп взяли эти вопросы на контроль. Особое внимание – детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, оставшимся без попечения родителей. «Каждый – от министра до вожатого – несет личную ответственность за безопасный, позитивный, интересный отдых наших детей», — заключила сенатор.

 Г. Карелова: Надо ускорить принятие правовых актов, которыми должны руководствоваться те, кто занимается детским отдыхом

Важно вернуться к предложению о создании единого реестра организаций отдыха и оздоровления детей, отметила вице-спикер СФ.


По итогам заседания Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг. заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова выразила мнение о необходимости ускорить принятие нормативных правовых актов, которыми должны руководствоваться организации, занимающиеся детским отдыхом.

«Обсуждение показало, что хотя регионы провели огромную работу по подготовке к летнему отдыху детей, у них остается целый ряд вопросов, которые должны быть отрегулированы на уровне органа, ответственного за координацию оздоровительной кампании», — подчеркнула вице-спикер Совета Федерации.

Кроме того, по словам сенатора, важно вернуться к предложению о создании единого реестра организаций отдыха и оздоровления детей.

Галина Карелова также высоко оценила опыт Московской области по созданию новых моделей загородного детского отдыха, отметив, что они будут наглядно представлены на выставке Второго Форума социальных инноваций регионов, который пройдет в начале июня в Красногорске.

«К сожалению, у нас сейчас преобладают лагеря дневного пребывания в общем числе детских оздоровительных организаций. Не в последнюю очередь — по причине изношенности и недостаточности инфраструктуры загородного детского отдыха», — отметила вице-спикер СФ.

Парламентарий обратила внимание, что в Московской области разработана, в частности, модель быстро возводимого загородного лагеря, которая позволяет относительно недорого и в короткий срок организовать комфортные условия для отдыха на природе 200–300 детей. Думаю, что она будет интересна и для других регионов, сказала Галина Карелова.