«Круглые столы»

«Книга в духовном обиходе современников»

Рекомендации

Участники «круглого стола» рассмотрев вопросы книгоиздания, книгораспространения, библиотечного дела, меры государственной поддержки и  законодательного обеспечения этих видов деятельности в Российской Федерации, отмечают следующее.

На протяжении веков книги сохраняют для будущих поколений духовный и этический опыт человечества, культурные и общественно-исторические смыслы и духовные ценности. Книга важнейший элемент культурного фундамента государства, отражение духовной жизни народа, летописец и свидетель времени и событий, сокровищница родного языка. Поэтому она нуждается в особом  внимании со стороны государства и общества.

Анализируя системные проблемы книжной культуры, следует исходить из того, что их недооценка грозит обществу не обычным товарным дефицитом на рынке, а приводит к кризису в духовной сфере, ослаблению интеллектуального потенциала нации, потере нравственных ориентиров. Итоги работы книгоиздателей и книгораспространителей России в 2012-2013 годах свидетельствуют о непростой ситуации, сложившейся  на книжном рынке страны. Как отмечается в ежегодном отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский книжный рынок.  Состояние, тенденции и перспективы развития, 2013 год», снижение выпуска книг и брошюр и их реализации приводит к дальнейшему сокращению книготоргового оборота в стране, в то время как электронное книгоиздание пока серьезного влияния на экономические показатели книжного рынка России не оказывает. И это явление должно постоянно учитываться в современной издательской практике, книгораспространении, инновационной деятельности библиотек.

Необходимо также иметь в виду, что сложившаяся в последние годы технология выдавливания книги с товарного рынка, «замораживания» библиотечных фондов может привести к негативным социальным последствиям для страны. Систематическое сокращение числа книжных магазинов, их перепрофилирование, закрытие библиотек влияет на утрату интереса к чтению книг.

Сегодня в России осталось менее 1,5 тысяч книжных магазинов, сосредоточенных в крупных городах, при этом в книжные магазины регионов не попадает  90 % издаваемых в стране книг. Если в европейских странах один  книжный магазин приходится на 5-6 тыс. жителей, то в России – на 90-95 тыс. жителей. В связи с этим заслуживает поддержки предложение Министерства культуры Российской Федерации о создании сети книжных магазинов в федеральных учреждениях культуры.

 По оценке специалистов к ключевым показателям эффективности развития книжной инфраструктуры относятся:

- наличие одного книжного магазина (приблизительно 200 кв.м.) на 30 тысяч жителей с ассортиментом не менее 20 тысячами названий книг;

- наличие как минимум одного книжного магазина для города-миллионника с не менее 100 тысяч названий книг;

- для города с населением от 500 тысяч до 1 млн. не менее 80 тысяч названий книг;

- для города с населением от 100 тысяч до 500 тысяч не менее 50 тысяч названий книг;

- для города от 50 тысяч до 100 тысяч не менее 30 тысяч названий книг;

- для города с населением менее 50 тысяч не менее 20 тысяч названий книг.

В связи с этим, важной составляющей в рамках осуществляемых программ и проектов, касающихся книжного дела, является деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При разработке стратегий культурного развития регионов, особенно важно зафиксировать, что издательства, книжные магазины, специализированные точки продаж печатной периодики, библиотеки, общественные объединения, основной целью которых является пропаганда книги, прессы и чтения – это неотъемлемая и значимая составляющая культурного развития территорий. В связи с этим нельзя не отметить положительный опыт Москвы, Липецкой, Московской и Ульяновской области, ряда других регионов, где  разработаны и последовательно реализуются комплексные меры, направленные на привитие интереса к книге и культуре чтения.

В Российской Федерации приняты и действуют законы о средствах массовой информации, об обязательном экземпляре документов, библиотечном деле, регулируется авторское право, реализуется Национальная программа поддержки и развития чтения в России на период 2007-2020 годы. Вместе с тем, представляется целесообразным рассмотреть вопросы её реализации с привлечением всех заинтересованных органов государственной власти, экспертного сообщества с целью придания этой программе государственного статуса, разработать комплекс мер по модернизации библиотечной сети страны.

По мнению участников «круглого стола», для того чтобы решить  накопившиеся проблемы в книжном деле, осуществляемых мер государственной поддержки и действующей законодательной базы недостаточно. Представляется необходимой разработка  специального закона, направленного на сохранение и приумножение достижений отечественной книжной культуры, обеспечение прав граждан на доступ к книжной информации, печатной прессе, библиотечному обслуживанию. Речь идет, в частности, об установлении количественного минимума стационарных книготорговых и книгораспространительских предприятий, а также специализированных точек по реализации периодической печати, в зависимости от площади обслуживаемого региона и численности (плотности) населения.

К числу проблем следует отнести сложное положение, в котором находятся в странах СНГ Дома русской книги,  остающиеся проводниками русской культуры и требующими весомой поддержки со стороны государства. 

В целях сохранения и развития книжного дела в Российской Федерации, участники «круглого стола» рекомендуют:

 

Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

- разработки проекта федерального закона о государственной поддержке издательской деятельности в Российской Федерации, включающего, в том числе, вопросы  регулирования труда творческих работников (писателей) и журналистов;

- внесения изменений в ст. 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионных фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст.33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части установления для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социально-значимую деятельность в области книгоиздания и распространения печатной продукции, в том числе, через нестационарные торговые объекты по продаже печатной продукции, сниженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование начиная с 2015 года;

- разработки нормативного правового акта, закрепляющего за книжной и печатной продукцией (за исключением изданий эротического, развлекательного и рекламного характера) статуса социально значимого товара культурной направленности; за книжными магазинами и специализированными объектами по продаже прессы - статуса социально значимых объектов, обеспечивающих общественно-полезные цели;

- разработки нормативно-правового акта и введения процедуры присвоения издательским и книготорговым структурам, реализующим социальные программы и имеющим в составе своего ассортимента не менее 60%  книжной продукции, специального знака, обозначающего их социально значимый статус;

- разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации по вопросам установления льготных тарифов по аренде помещений и земли для предприятий книжной отрасли, получивших специальный знак, обозначающий их статус, и печатных средств массовой информации;

- нормативно-правового обеспечения контроля качества изданий, одобряемых к выпуску государственными учреждениями и выпускаемых за счёт бюджетных средств;

- отмену (или установление нулевой ставки) НДС на весь цикл производства и распространения социально значимой книжной продукции, периодической печатной продукции, детской литературы, учебников и учебных пособий;

- приравнивания ставки НДС на электронные и аудиокниги, а также методические, справочные материалы на небумажных носителях к ставкам НДС на печатную продукцию;

- придания государственного статуса Национальной программе поддержки и развития чтения на период  2014 - 2025 гг., предусмотрев в ней дополнительные механизмы реализации социальной рекламы и продвижения книг;

- введения для изданий, выпускаемых за государственный счёт, правил, предусматривающих  передачу на хранение в национальный электронный фонд электронных оригинал-макетов в PDF-формате с указанием условий, определяющих возможность предоставления электронного варианта издания для локального или свободного доступа, ограниченного или свободного копирования в некоммерческих целях и коммерческого использования;

- увеличения объема средств на издание социально значимой литературы и поддержку социально значимых проектов в печатных СМИ;

- введение льготных тарифов на доставку периодической печатной и книжной продукции по подписке от почтовых отделений до подписчика;

- разработки программы выпуска специальных библиотечных серий (социально значимой отечественной и мировой классической и современной литературы).

 

Министерству культуры Российской Федерации, Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопросы:

- о внесении дополнений в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле» об отнесении доступа к сети Интернет к числу обязательных бесплатных услуг, оказываемых муниципальными  поселковыми (сельскими)  библиотеками;

- открытия на территории государственных учреждений культуры (библиотек, музеев, центров культуры) книжных магазинов и специализированных объектов по продаже печатной прессы, в том числе с использованием формы государственно-частного партнерства;

- разработки и утверждения Концепции библиотечного обслуживания детей в России, совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации – вопросы развития сети специализированных  детских и школьных библиотек в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

 

Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям с участием заинтересованных организаций рассмотреть вопрос о разработке стратегии государственной политики в области поддержки книгоиздания, печатной прессы, библиотечного дела, а также книгораспространения в Российской Федерации до 2025 года.

 

Министерству финансов Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета предусматривать положение о межбюджетных трансфертах на комплектование книжных фондов библиотек. 

 

Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям с участием заинтересованных организаций рассмотреть вопросы:

- расширения книгоиздания в доступных форматах для слепых и слабовидящих граждан;

- создания на одном из федеральных телевизионных каналов передачи, посвященной литературному процессу, выходу новых книг, встречам с писателями.

 

Органам исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы:

- о дополнительных мерах государственной поддержки книгоиздания, книгораспространения, сохранения и развития библиотечной и книготорговой сети;

 - придания книжным магазинам и специализированным объектам по продаже периодической печати статуса социально значимых объектов социально значимых объектов, обеспечивающих общественно-полезные цели;

- введения льгот по аренде помещений книготорговым структурам и структурам по распространению печатной прессы, получившим статус социально-значимых объектов культуры;

- стимулирования создания клубов читателей,  проведения книжных праздников и фестивалей прессы, конкурсов и лотерей;

-  целевой поддержки комплектования  книжных фондов муниципальных библиотек  в  малых городах и сельских поселениях; 

- стимулирования инициатив по  созданию межрегиональных книготорговых структур, в том числе в форме государственно-частного партнерства.