«Круглые столы»

«Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья школьников»

Школьная физкультура, особенно игровые виды спорта на уроках, должна использоваться для профилактики различных детских заболеваний, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Светлана Журова.

Сенатор выступила на заседании прошедшего в Совете Федерации «круглого стола» на тему «Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья школьников».

«Физкультура – это лучший способ профилактики заболеваний у детей и надо активнее его использовать. Необходимо сделать так, чтобы дети стремились не получить освобождение от занятий физкультурой, а, наоборот, хотели посещать эти уроки», — сказала Светлана Журова.

Как отметила Светлана Журова, зачастую дети не хотят ходить на уроки физкультуры, потому что им они не интересны. В связи с этим сенатор считает, что надо менять формат уроков физкультуры, повышать статус учителя физкультуры, обеспечивать им возможности повышения квалификации. «Многое зависит от условий, в которых проходят уроки, от оснащения спортивных залов».

Светлана Журова обратила внимание на позитивные примеры организации наблюдения за здоровьем учащихся. Директора школ, где проходит тестирование по методике «Навигатор здоровья» более трех лет, отмечают улучшение состояния здоровья школьников. Сенатор высказалась за распространение этой практики.

Со своей стороны председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский заметил, что ухудшение здоровья школьников стало на сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов школьного образования.

По его словам, важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность, неэффективное физическое воспитание детей, отсутствие благоприятных условий для занятий спортом.

«В связи с этим, одной из основных задач государственной политики становится сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование здорового образа жизни. Для этого необходима целостная система здоровьесбережения в школах, которая бы включала в себя развитие физкультуры и детско-юношеского спорта».

В ходе обсуждения речь зашла, в частности о заболеваниях глаз у детей. Отмечалось, что процент глазных недугов очень высок и среди выпускников российских школ порядка пятидесяти процентов из них страдают близорукостью.

В связи с этим, председатель Национальной федерации бадминтона России Сергей Шахрай, в частности, высказал мнение, что эта динамичная игра может использоваться для профилактики возникновения проблем со зрением у детей, а также для его восстановления при уже имеющихся заболеваниях. По его словам, при игре в бадминтон, постоянное моментальное переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно усиливает способность глаза менять фокусное расстояние, что способствует лечению близорукости (миопии).

«Введение бадминтона в программу школьной физкультуры особенно актуально сегодня. Распространение миопии среди молодежи принимает масштабы национального бедствия», — заключил глава Национальной федерации бадминтона России. Кроме того, добавил Сергей Шахрай, эта игра способствует профилактике гиподинамии и ожирения у детей и подростков.

Участники «круглого стола» поддержали предложение Сергея Шахрая. Как отметил директор ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гемгольца Владимир Нероев, такая игра как бадминтон действительно является эффективным способом как профилактики, так и лечения глазных заболеваний. «Проблема в том, что достичь желаемого лечебного эффекта можно, но играть надо часто. И польза от игр на уроках раз в неделю будет минимальна. Есть смысл подумать над тем, чтобы проводить уроки физкультуры чаще, чем один-два раза в неделю».

По итогам «круглого стола» его участники утвердили рекомендации к федеральным и региональным органам власти, общественным организациям. В документе предлагается разработать комплекс мер, направленных на развитие преподавания физической культуры в школе и ее полноценного использования для профилактики детских заболеваний и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Рекомендации

Заслушав доклады и выступления членов Совета Федерации, представителей Министерства спорта Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, общероссийских спортивных федераций, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Основой благополучия любого государства было и остается здоровое, интеллектуально развитое общество. В связи с этим приоритетами государственной политики Российской Федерации являются сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание подрастающего поколения в традициях здорового образа жизни, привитие им с раннего возраста навыков физической культуры, стремления к сохранению здоровья.

За последнее десятилетие проведена большая работа по созданию необходимых условий для улучшения показателей здоровья детей и подростков посредством формирования эффективной системы физического воспитания в общеобразовательных организациях.

С 2006 года действует Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Одним из её главных направлений является строительство и создание межшкольных спортивных центров. Реализация данной Программы явилась катализатором для разработки и принятия соответствующих региональных целевых программ. В целом эти программы создают дополнительные условия для развития общероссийской системы массовых спортивных соревнований в образовательных учреждениях.

Принцип доступности занятий физической культурой и спортом для всех групп и категорий населения провозглашен в числе основных в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Статья 28 указанного Федерального закона определяет содержание организации физического воспитания и образования в образовательных учреждениях, включая обязательные условия, которые должны соблюдать образовательные учреждения при осуществлении физического воспитания.

Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, как элемента охраны здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, предусмотрена Федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статьей 84 данного Федерального закона регламентированы особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.

В 2009 году утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, основной целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, в первую очередь для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. К основным целевым ориентирам Стратегии относится увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом: к 2015 году - до 60%, к 2020 году - до 80%.

В рамках реализации Стратегии определены меры, направленные на модернизацию системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных организациях, основными из которых являются внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся; увеличение объема физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в образовательных организациях во внеучебное время; оснащение общеобразовательных учреждений необходимым спортивным инвентарем и оборудованием и другие.

В 2010 году в целях увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физического воспитания был введен обязательный третий час учебного предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях.

В целях совершенствования урока физической культуры, увеличения его привлекательности через использование элементов различных видов спорта, а также повышения квалификации учителей лучшими методистами и тренерами в этих видах спорта в 2011 году были заключены соглашения о взаимодействии Минобрнауки России со Всероссийской федерацией художественной гимнастики, Российским футбольным союзом, Национальной федерацией бадминтона России, Федерацией фитнес-аэробики России.

Также в 2011 году Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях рекомендованы для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура» программы, разработанные на основе указанных видов спорта. В 2012-2013 годах для апробации в образовательном процессе рекомендованы программы курсов физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби, тенниса и гольфа.

Развитие соревновательного движения среди общеобразовательных учреждений также является важным элементом совершенствования системы физического воспитания в целях сохранения и укрепления здоровья школьников. В целях массового привлечения обучающихся в образовательных учреждениях к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня физической подготовленности и спортивного мастерства обучающихся, а также пропаганды здорового образа жизни в 2003 году была возрождена и проводится Спартакиада учащихся России. Ежегодно, начиная с 2010 года, проводятся Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры». Кроме того, среди команд общеобразовательных учреждений проводятся всероссийские массовые соревнования по мини-футболу (футзалу), баскетболу, конькобежному спорту, лыжным гонкам, бадминтону и другим видам спорта.

Субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и образовательными учреждениями в пределах своей компетенции также проводится значительная работа по организации физкультурных мероприятий и массовых спортивных соревнований среди школьников. Создаются школьные спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность на основе положений и соответствующих планов мероприятий, проводятся школьные и межшкольные соревнования по наиболее популярным видам спорта: мини-футболу, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам, легкой атлетике.

Вместе с тем, необходимо отметить, что вопрос развития школьного спорта и обеспечения его массовости к настоящему времени не утратил своей остроты.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в период школьного обучения (возрастной отрезок от 7 до 17 лет), происходит ухудшение состояния здоровья детей. Среди дошкольников и младших школьников (5-6 и 7-8 лет) можно признать здоровыми не более 20% детей, в средней (10-14 лет) и старшей (15-17 лет) школе ситуация гораздо более неблагоприятная: только 2-2,5% детей могут быть признаны здоровыми.

По статистике, в структуре заболеваемости детского населения пять первых ранговых мест принадлежат заболеваниям органов дыхания, пищеварительной системы, нарушениям слуха и зрения, а также последствиям травматизма.

Ключевая проблема – низкая физическая подготовленность обучающихся. Реальный объем двигательной активности детей и подростков школьного возраста не обеспечивает полноценного развития и укрепления их здоровья. Низкий уровень мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом объясняется в первую очередь непривлекательностью уроков физической культуры, что в свою очередь связано с недостаточностью инновационных образовательных программ, форм и методов занятий физической культурой, обеспечивающих возможность выбора детьми  физических нагрузок в соответствии с их интересами и функциональными возможностями.

В нашей стране, где насчитывается почти 14 миллионов школьников, доля общеобразовательных учреждений Российской Федерации, обеспеченных спортивными залами составляет 83%. При этом состояние и размеры указанных объектов не позволяют в полной мере удовлетворить потребность общеобразовательных учреждений в объектах спортивной инфраструктуры. Более 42 % объектов нуждаются в усовершенствовании и реконструкции. Только 2,8% общеобразовательных учреждений оснащены бассейнами.

Следует отметить недостаточную квалификацию учителей физической культуры, низкий уровень медико-педагогического контроля за соответствием физических нагрузок детей и различными функциональными возможностями, состоянием здоровья.

Физическая культура и спорт являются наиболее эффективными и самыми доступными из всех форм профилактики социально опасных явлений - правонарушений, алкоголизма, наркомании и табакокурения.

По данным социологических исследований отмечается, что у детей, активно занимающихся физической культурой и спортом в значительно меньшей степени проявляется психологическое и, особенно общее утомление, а это позволяет им более продуктивно адаптироваться к общешкольной нагрузке и качественно усваивать школьную программу, усиливая тем самым положительное и заинтересованное отношение к учебной деятельности.

Согласно исследованиям, проводимым спортивными федерациями совместно с научно-исследовательскими институтами, привлечение детей и подростков к регулярным занятиям спортом положительно влияет на их общее физическое состояние, укрепление их здоровья. Так, уникальные научно-клинические исследования детей, имеющих проблемы со зрением, в течение ряда лет проводимые Национальной федерацией бадминтона России совместно с Московским НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, доказали, что специальным образом организованные занятия бадминтоном в детском и юношеском возрасте не только предупреждают возникновение близорукости, но и эффективно способствуют восстановлению нормального зрения.

Передовой опыт зарубежных стран неоспоримо доказывает, что развитие физической культуры и спорта в школе приносит обоснованный экономический эффект всему государству. Посредством физической культуры и спорта воспитывается патриотично настроенная здоровая молодёжь, способная в будущем сохранить ценности нации, решать государственные задачи защиты отечества и социально-экономического преобразования общества.

Рассмотрев и обсудив вопрос совершенствования физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, участники «круглого стола» рекомендуют:

Министерству образования и науки Российской Федерации:

- разработать систему мер, направленных на повышение качества подготовки учителей физической культуры, а также совершенствование системы повышения их квалификации и переподготовки с целью внедрения инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий и методик в работу общеобразовательных учреждений;

- продолжить мониторинг работы, осуществляемой в субъектах Российской Федерации по разработке и использованию инновационных образовательных программ, методик и технологий физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях, обеспечивающих дифференцированный подход к возможности выбора обучающимися занятий физической культуры и спорта по интересам и в соответствии с их возможностями и состоянием здоровья и способствующих формированию мотивации к физической активности, к сохранению и укреплению здоровья;

- разработать систему мониторинга физической подготовленности обучающихся общеобразовательных учреждений;

- стимулировать разработку инновационных образовательных программ, способствующих сохранению и укреплению здоровья и гармоничному развитию детей и подростков, а также направленных на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;

- завершить передачу специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва в ведение Министерства спорта Российской Федерации;

- обеспечить повышение качества медико-педагогического контроля за соответствием физических нагрузок по функциональным возможностям и состоянию здоровья детей в процессе физического воспитания и занятий спортом в образовательных учреждениях;

Министерству спорта Российской Федерации:

- обеспечить совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях отбора наиболее талантливых из них для занятий спортом высших достижений;

- разработать комплекс мер, направленных на пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни в образовательных учреждениях всех видов и способствующих привлечению большего числа детей и подростков к занятиям спортом (внутришкольные, межшкольные, муниципальные и территориальные соревнования, спортивные праздники, агитационная работа, проводимая спортсменами и тренерами, факультативные уроки по популярным среди учащихся видам спорта);

- разработать методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в учреждениях дополнительного образования детей;

- осуществлять мониторинг строительства и ввода в эксплуатацию спортивных объектов в образовательных учреждениях - многофункциональных залов, залов с бассейнами и стадионов-площадок, выполняемых в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;

- содействовать расширению сети межшкольных физкультурно-оздоровительных комплексов, оснащенных современным оборудованием;

- разработать методики и рекомендации по проведению физической реабилитации детей и подростков;

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

- продолжить осуществление мероприятий по развитию медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детей, в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

- ускорить утверждение порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров при занятиях физической культурой и спортом;

Российской академии медицинских наук:

- продолжить научные исследования, касающиеся профилактики возникновения и прогрессирования патологических состояний и заболеваний у детей в результате привлечения их к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- разработать систему стимулирования и поощрения участников всероссийских школьных соревнований, учителей физической культуры, непосредственно осуществляющих организацию школьных спортивных команд, подготовку и участие в соревнованиях различного уровня, руководителей общеобразовательных учреждений, принимающих активное участие в проведении указанных  соревнований;

- продолжить работу по восстановлению и модернизации медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях;

- обеспечить максимальный охват ежегодной обязательной диспансеризации детей и подростков;

- при оценке эффективности работы образовательных организаций учитывать уровень здоровья, физической подготовленности обучающихся, а также степени их вовлеченности в спортивную деятельность;

- разработать систему мер, направленных на повышение статуса учителя физической культуры;

- активизировать работу по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях;

- разработать региональные программы по развитию                            детско-юношеского спорта, включая мероприятия по модернизации материально-технической базы (спортивного оборудования и инвентаря) и инфраструктуры (залы для гимнастики, подвижных игр, хореографии, фитнес-аэробики, тренажерные залы, залы для занятий с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе)  образовательных организаций;

- организовать работу по пропаганде физической культуры и спорта среди детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также их родителей, включая информирование о возможности занятий физической культурой и спортом и объектах физкультурно-спортивной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- продолжить работу по реализации комплекса дополнительных мер, направленных на расширение доступности занятий физической культурой и спортом для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе по месту жительства, а также в общеобразовательных учреждениях;

- внедрить в практику работы образовательных организаций проведение ежедневной утренней зарядки с целью профилактики нарушений органов зрения, осанки и гиподинамии у детей;

- продолжить работу по повышению эффективности использования общеобразовательными учреждениями спортивных площадок и залов учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы;

- обеспечить эффективное расходование средств на оснащение общеобразовательных учреждений современным спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем образования;

- в целях дальнейшего развития системы физкультурно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях осуществлять интеграцию их деятельности с деятельностью учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности;

средствам массовой информации:

организовать публикацию статей, создание теле- и радиопрограмм, популяризирующих здоровый образ жизни.