«Круглые столы»

«О разработке мер по обеспечению планетарной защиты от космических рисков и угроз»

Март 2013 года – «круглый стол» на тему «О разработке мер по обеспечению планетарной защиты от космических рисков и угроз» (совместно с Комитетом Совета Федерации науке, образованию, культуре и информационной политике)

Рекомендации

Обсудив проблему космических угроз и предлагаемые меры по обеспечению планетарной защиты от космических рисков и угроз, участники "круглого стола" отмечают:

Космические риски и угрозы, в том числе угроза столкновений с космическими объектами, сближающимися с Землей (далее - ОСЗ), – астероидно-кометная опасность, проблемы космического мусора, геоэлектромагнитного воздействия Солнца на функционирование сложных технических систем, климат, здоровье и психику людей (космическая погода) признаются мировым сообществом как проблемы, требующие повышенного внимания.

Последние события в Челябинской области еще раз подтвердили реальность таких угроз: 15 февраля 2013 года космическое тело диаметром примерно 17 метров и массой порядка 7000 тонн вошло в атмосферу Земли под углом менее 20 градусов к горизонту со скоростью примерно 18 - 20 километров в секунду. От ударной волны пострадали 1582 человека (большинство — от выбитых стекол), в том числе 324 ребенка, повреждено 7320 зданий, материальный ущерб составил более 1 млрд. рублей. Большое число пострадавших в Челябинске и характер их поражения указывает на низкую осведомленность населения о мерах гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций.

По оценке ряда отечественных и зарубежных специалистов, существует вероятность столкновения с Землей крупных космических объектов (астероидов и комет), что может привести не только к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и стать причиной катастрофы планетарного масштаба.

Кроме того, продолжающееся засорение космического пространства, особенно в околоземном пространстве в области "рабочих" орбит, представляет серьезную угрозу для дальнейшего осуществления космической деятельности и требует принятия в ближайшем будущем соответствующих мер со стороны, как отдельных стран, так и международного сообщества.

Современный технологический уровень развития человечества позволяет подготовиться к парированию этих угроз при условии принятия международным сообществом своевременных и согласованных мер, связанных, в частности, с организацией обнаружения и постоянного слежения за потенциально опасными ОСЗ, а в случае угрозы столкновения - осуществления воздействий на ОСЗ, направленных на изменение траекторий их движения с целью предотвращения столкновения или минимизации его последствий.

Вместе с тем, разработка технологий, предназначенных для активного удаления космического мусора и противодействия астероидно-кометной опасности, может служить удобным прикрытием для отработки технологий военного назначения. В этой связи необходима разработка международных нормативно-правовых документов, исключающих любую возможность испытания и развертывания оружия в космосе.

На сегодняшний день международное взаимодействие в данной сфере осуществляется в рамках Организации Объединенных Наций, Международного астрономического союза, Межагентского координационного комитета по космическому мусору и других международных организаций. В Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях подготовлены и обсуждаются рекомендации по разработке международных мер по уменьшению риска и последствий столкновения с ОСЗ.

При этом возрастает роль Министерства иностранных дел Российской Федерации как по участию в разработке международной нормативно-правовой базы для выполнения таких работ с помощью средств наземного базирования и размещенных в космическом пространстве, так и по определению формата участия России в реализации международных проектов.

Как подчеркивается в материалах Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, международное сотрудничество в рассматриваемой области уже существует. Например, расположенный в США международный Центр Малых Планет накапливает полученные из многих стран наблюдения астероидов и комет, в том числе опасных, обрабатывает и делает доступными для мирового сообщества как сами наблюдения, так и оценки рисков столкновения. Однако ввиду острой конкуренции в высокотехнологичных секторах это взаимодействие ограничивается общей координацией национальных проектов и обменом научной информацией.

К сожалению, несмотря на то, что исторически Россия обладает статусом ведущей космической державы и владеет многими космическими технологиями, в настоящее время вклад нашей страны в решение проблем планетарной защиты от космических рисков и угроз невелик.

В этой связи России необходимо, продолжая фундаментальные исследования в области космической безопасности, наметить и осуществить технологические проекты, способные вывести нашу страну в этом направлении на современный уровень и стать залогом для полноправного участия России в международном сотрудничестве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации отношения в области космической деятельности регулируются нормами Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года № 5663-I "О космической деятельности". Согласно указанному закону Президент Российской Федерации утверждает основные положения государственной политики в области космической деятельности и решает наиболее важные вопросы государственной политики в данной области.

В настоящее время развитие космической отрасли в России осуществляется в соответствии с утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2008 года "Основами политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Однако, несмотря на то, что вопросы формирования орбитальных группировок космических средств и объектов наземной космической инфраструктуры, обеспечивающих предоставление услуг в интересах безопасности страны и науки, отнесены к целям политики России в области космической деятельности, вопрос защиты от космических рисков и угроз напрямую в нем не обозначен.

Помимо этого, защита от космических рисков и угроз относится к сфере национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ "О безопасности" стратегию и основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации, а координацию деятельности по ее обеспечению осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации.

Положениями "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, устанавливается, что "обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ее интеграции с аналогичными зарубежными системами".

В 2011 году на заседании научного совета Совета Безопасности Российской Федерации был рассмотрен вопрос "О проблемных вопросах парирования угроз, связанных с астероидно-кометной опасностью и космическим мусором". По итогам указанного заседания Федеральному космическому агенству (Роскосмосу) совместно с Минобороны России, МИДом России и Российской академией наук было рекомендовано в I квартале 2012 года представить в Правительство Российской Федерации предложения об определении федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию работ, в том числе выполняемых в рамках международного сотрудничества в области парирования угроз, связанных с астероидно-кометной опасностью и космическим мусором, а в первом полугодии 2012 года — предложения о концептуальных подходах к решению в международном формате проблем, связанных с астероидно-кометной опасностью и космическим мусором, определив при этом потенциальную роль России в реализации такого сотрудничества.

28 декабря 2012 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 2594-р была утверждена государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы". В этой программе исследования и разработки в интересах противодействия возможным космическим угрозам ограничены осуществлением планируемых на 2020 год миссий к одному из потенциально опасных для Земли астероидов.

В настоящее время ведется разработка проекта "Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу", в связи с чем Правительством Российской Федерации дано поручение Роскосмосу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в срок до II квартала 2013 года подготовить предложения по корректировке и уточнению государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" с учетом основных положений разрабатываемого документа.

В целях создания комплексной системы противодействия космическим рискам и угрозам, участники "круглого стола" рекомендуют:

- при разработке "Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу" поддержать вышеназванные рекомендации научного совета Совета Безопасности Российской Федерации, включая необходимость проведения комплексных научных исследований междисциплинарных проблем космических рисков для национальной и международной безопасности и прикладных разработок, направленных на создание в рамках национальных и международных программ наземно-космических средств предупреждения и парирования космических рисков и угроз, а также определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию работ, и комплексное использование указанных средств в интересах защиты населения и инфраструктуры страны от космических рисков и угроз;

- рассмотреть возможность включения в государственную программу Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 – 2020  годы", утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2594-р, мероприятий по проведению исследований и разработке космических технологий для противодействия возможным космическим рискам и угрозам;

- рассмотреть вопрос о разработке на среднесрочную перспективу комплексной целевой программы по предупреждению и парированию космических рисков и угроз;

- рассмотреть возможность восстановления на национальном уровне общеобязательного обучения граждан практическим действиям гражданской обороны в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, включая действия граждан в условиях космических угроз;

- предусмотреть государственное участие в популяризации и расширении доступности информации об астрономии и космосе, в том числе рассмотреть возможность включения в школьные программы ознакомительных уроков по астрономии, увеличения количества школьных олимпиад, конкурсов, проектов по астрономии, расширения сети кружков и секций такой направленности, а также развития астро-космических Интернет-проектов для молодежи;

- предложить концептуальные подходы, уровень и формы участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по проблемам обеспечения планетарной защиты от космических рисков и угроз, определив и повысив потенциальную роль России в разработке и реализации программ такого сотрудничества;

- рассмотреть вопрос о создании в России межведомственного информационно-аналитического центра предупреждения и противодействия угрозам, связанным с астероидно-кометной опасностью, возмущением геоэлектромагнитных полей и космическими объектами антропогенного происхождения;

- в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук предусмотреть проведение систематических междисциплинарных фундаментальных исследований, направленных на изучение и учет космических угроз и рисков в системе стратегических рисков национальной и международной безопасности, и прикладных разработок, направленных на создание перспективных методов и средств измерений, наблюдений и контроля в рамках единой национальной и международной системы обнаружения, предупреждения и парирования космических угроз и рисков;

- государственным фондам поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности предусмотреть возможность формирования программы поддержки ориентированных исследований по проблемам обеспечения планетарной защиты от космических рисков и угроз;

- предложить Правительству Российской Федерации сформировать межведомственную рабочую группу с целью разработки правовых основ международного сотрудничества по вопросам обеспечения планетарной защиты от космических рисков и угроз;

- обсудить итоги работы вышеназванной межведомственной рабочей группы в формате парламентских слушаний;

- продолжить деятельность рабочей группы по подготовке "круглого стола" с целью мониторинга выполнения рекомендаций "круглого стола" и подготовки указанных парламентских слушаний;

- направить соответствующие предложения в адрес Совета Безопасности Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Российской академии наук, государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.