Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «О законодательном обеспечении подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов Российской Федерации (на примере Краснодарского края)»

РЕШЕНИЕ
по итогам выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «О законодательном обеспечении подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов Российской Федерации (на примере Краснодарского края)»

 

Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, посетив образовательные организации Краснодарского края, всесторонне рассмотрев вопросы развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики на примере Краснодарского края, отмечают следующее.

В крае утверждена и реализуется государственная программа Краснодарского края «Развитие образования», основной целью которой является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися потребностями экономики в рабочих кадрах, создание условий для успешной интеграции молодежи в социально-экономическую жизнь региона.

В связи с этим среди приоритетов государственной образовательной политики определено решение следующих задач:

обеспечение высокого качества образования на всех уровнях;

развитие современных механизмов, содержания и технологий обучения;

популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной, творческой и спортивной деятельности, выявление талантливой молодежи;

создание инфраструктуры профессионального образования, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики;

формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов;

создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики и др.

Важным направлением деятельности краевой системы образования является обеспечение доступности и качества среднего профессионального образования. Сеть образовательных организаций этого уровня – одна из самых крупных в Южном федеральном округе и по России в целом.

Приоритетными задачами работы по модернизации профессионального образования определены:

укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений;

создание профильных ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием и новейшими техническими средствами производственного обучения по востребованным в экономике края профессиям и специальностям;

обновление содержания образовательных программ среднего профессионального образования, внедрение практико-ориентированных моделей обучения во взаимодействии с профильными предприятиями и организациями.

Серьезная работа ведется по совершенствованию кадровой политики, повышению профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, мастеров производственного обучения.

В целях повышения интереса школьников к профессиональному образованию в регионе интенсивно развивается система профориентационной работы, включая активное взаимодействие профессиональных образовательных организаций с общеобразовательными. Кроме традиционных мастер-классов, профессиональных проб система профессионального образования края предлагает более семидесяти программ профессионального обучения для школьников с получением сертификата или свидетельства о квалификации. Обучение осуществляется в муниципальных образовательных организациях дополнительного образования детей.

В целях ранней профориентации школьников на востребованные в крае профессии и специальности осуществляется поддержка образовательных организаций дополнительного образования. Депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края оказывается содействие в улучшении их материально-технической базы, укреплении сотрудничества с общеобразовательными, профессиональными образовательными организациями и вузами.

В рамках профориентации серьезное внимание уделяется развитию профильного обучения на уровне среднего общего образования. Доля старшеклассников 10-х и 11-х классов, выбравших профильное обучение, в 2017 — 2018 учебном году составила 66 %, это почти 30 тысяч человек. В 607 школах (50 %) работают 1693 профильных класса и группы.

Среди популярных профессий и специальностей, имеющих наибольший прием, лидируют повара, автомеханики, среди специальностей – педагогика, информационные технологии, автомобильный транспорт и строительные технологии.

На основе данных анализа кадровых потребностей региона лицензируются новые программы профессионального образования, в том числе в области тепло- и электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, защиты в чрезвычайных ситуациях, пожарной безопасности, операционной деятельности в логистике.

Основная задача системы профессионального образования региона – качество подготовки молодых специалистов, соответствие их компетенций быстроменяющимся технологиям как в сфере производства, так и в сфере услуг. Для ее решения внедряются международные стандарты подготовки рабочих кадров по профессиям из списков ТОП-50 и ТОП-регион, внедряются практико-ориентированные модели обучения. Региональный перечень востребованных и перспективных профессий включает 26 направлений подготовки и может быть расширен в соответствии с потребностями экономики края. Содержание образовательных программ варьируется с учетом перспектив развития отраслей экономики и производства, требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников. Образовательный процесс ориентирован на формирование практических навыков обучающихся, их непосредственное участие в производственной деятельности.

В качестве одного из перспективных способов формирования прочных практических навыков обучающихся, а также содействия в их трудоустройстве используется формирование студенческих трудовых отрядов, которые направляются для работы на конкретных объектах. Это направление активно развивается в профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории города-курорта Сочи. На основании договоров с работодателями при содействии Регионального штаба Российских студенческих отрядов, Центра молодежных инициатив студенческие отряды Сочинского профессионального техникума, Сочинского колледжа поликультурного образования и Сочинского торгово-технологического техникума направляются на объекты строительства, в том числе жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (арматурщики, бетонщики). Обучающиеся обеспечиваются полным социальным пакетом и заработной платой.

В целях развития форм сотрудничества, повышения качества профессионального образования в крае запущен проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», направленный на развитие новых механизмов кадрового обеспечения отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов и передовых технологий. Мероприятия проекта позволяют усилить практико-ориентированность обучения и готовить специалистов без отрыва от реальных производственных условий. Данный проект реализуется совместно с департаментом промышленности Краснодарского края, отраслевыми работодателями.

Важная роль в формировании практических навыков обучающихся отведена профильным производственным организациям – социальным партнерам, которые в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве обеспечивают профессиональные образовательные организации расходными материалами, предоставляют места студентам для прохождения практики, организуют стажировку мастеров производственного обучения. Они включены в общественные институты управления, участвуют в образовательном процессе с целью повышения профессионального уровня выпускников, профориентации школьников.

Одним из активных социальных партнеров системы образования края является Региональная общественная организация «Федерация конного спорта Краснодарского края», благодаря которой решены следующие задачи:

выстроена система подготовки рабочих кадров для коневодства на базе Курганинского аграрно-технологического техникума, тренеров по конному спорту на базе Кубанского университета физической культуры, спорта и туризма;

восстановлена база для разведения лошадей, в том числе племенного;

сформирован цикл конно-спортивных соревнований;

создана и функционирует сеть образовательных организаций дополнительного образования по конному спорту.

При этом существует и ряд проблем, в числе которых:

несовершенство нормативного регулирования сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с иными организациями;

отсутствие достаточных правовых механизмов, побуждающих работодателей софинансировать подготовку профессиональных кадров;

неопределенность порядка использования на условиях аренды оборудования и производственных участков организаций для практического обучения студентов;

возрастное ограничение для участников студенческих трудовых отрядов на получение допуска к работе на сельхозтехнике, сложном оборудовании, выполнению отдельных видов операций;

невозможность получения профессиональными образовательными организациями, осуществляющими производственную деятельность, мер государственной поддержки, предусмотренных для субъектов экономической деятельности.

Ознакомившись c системой профессионального образования Краснодарского края, участники выездного заседания отмечают эффективную работу по подготовке востребованных квалифицированных кадров с учетом региональных особенностей развития экономики и рынка труда.

С учетом важности и актуальности обсуждаемого вопроса, участники выездного заседания Комитета решили:

1. Одобрить опыт работы Краснодарского края в развитии системы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики региона. Предложить субъектам Российской Федерации использовать этот опыт в своей деятельности.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о:

внесении изменений в пункт 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», предусмотрев возможность приравнять профессиональные образовательные организации сельскохозяйственного профиля, имеющие опытные и учебно-производственные хозяйства, в том числе машинно-тракторные станции, к сельскохозяйственным товаропроизводителям, независимо от доли их доходов от реализации сельскохозяйственной продукции;

внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрев предоставление профессиональным образовательным организациям, осуществляющим производственную деятельность и являющимися поставщиками (подрядчиками, исполнителями), преимущества в отношении предлагаемой цены контракта на товары, работы и услуги;

закреплении за работодателями обязанности предоставлять сведения о перспективной потребности в профессиональных квалифицированных кадрах;

предоставлении возможности получения обучающимися по направлениям подготовки, требующим разрешения на работу со сложными механизмами (сельскохозяйственные машины, дорожно-строительная и иная техника), соответствующего допуска с 16 лет;

формировании на федеральном уровне механизмов использования оборудования и производственных участков организаций на условиях аренды в целях создания правовых условий для развития практико-ориентированных моделей обучения с участием работодателей;

развитии инструментов укрепления взаимодействия профессиональных образовательных организаций с торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации, отраслевыми объединениями (ассоциациями) работодателей в части определения потребности в рабочих кадрах по отраслям экономики с учетом требований к их профессиональной компетенции;

разработке примерного договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о дополнительном правовом регулировании механизмов сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций между собой по подготовке кадров аналогичных профессий и специальностей, а также профессиональных образовательных организаций с общеобразовательными организациями, образовательными организациями дополнительного образования в части работы по профориентации школьников;

разработать программу специальной подготовки (стажировки) работников производственных организаций, обеспечивающих проведение практики обучающихся с выдачей соответствующего сертификата;

включить в перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 года № 1199, профессии коновода, берейтора молодых лошадей и помощника начкона;

изучить возможность проведения соревнований (конкурсных заданий) Национального чемпионата «Молодые профессионалы» на реальных производственных объектах в целях снижения бюджетных затрат, повышения мотивации и ответственности участников чемпионата;

изучить и распространить опыт Краснодарского края в части:

квотирования рабочих мест для молодежи (несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые);

организации профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, в том числе не получивших общего образования.

4. Предложить членам Совета Федерации — участникам настоящего заседания проинформировать Комитеты Совета Федерации, членами которых они являются, об итогах настоящего заседания и рекомендовать поддержать его решение.

5. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре провести в период осенней сессии 2018 года заседание «круглого стола» на тему: «О законодательном обеспечении подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов Российской Федерации».