РЕШЕНИЕ
по итогам выездного заседания Комитета
Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «О законодательном обеспечении подготовки квалифицированных рабочих кадров
для экономики субъектов Российской Федерации (на примере Краснодарского края)»
Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, посетив образовательные организации Краснодарского края, всесторонне рассмотрев вопросы развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики на примере Краснодарского края, отмечают следующее.
В крае утверждена и реализуется государственная программа Краснодарского края «Развитие образования», основной целью которой является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися потребностями экономики в рабочих кадрах, создание условий для успешной интеграции молодежи в социально-экономическую жизнь региона.
В связи с этим среди приоритетов государственной образовательной политики определено решение следующих задач:
обеспечение высокого качества образования на всех уровнях;
развитие современных механизмов, содержания и технологий обучения;
популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной, творческой и спортивной деятельности, выявление талантливой молодежи;
создание инфраструктуры профессионального образования, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики;
формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов;
создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики и др.
Важным направлением деятельности краевой системы образования является обеспечение доступности и качества среднего профессионального образования. Сеть образовательных организаций этого уровня – одна из самых крупных в Южном федеральном округе и по России в целом.
Приоритетными задачами работы по модернизации профессионального образования определены:
укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений;
создание профильных ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием и новейшими техническими средствами производственного обучения по востребованным в экономике края профессиям и специальностям;
обновление содержания образовательных программ среднего профессионального образования, внедрение практико-ориентированных моделей обучения во взаимодействии с профильными предприятиями и организациями.
Серьезная работа ведется по совершенствованию кадровой политики, повышению профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, мастеров производственного обучения.
В целях повышения интереса школьников к профессиональному образованию в регионе интенсивно развивается система профориентационной работы, включая активное взаимодействие профессиональных образовательных организаций с общеобразовательными. Кроме традиционных мастер-классов, профессиональных проб система профессионального образования края предлагает более семидесяти программ профессионального обучения для школьников с получением сертификата или свидетельства о квалификации. Обучение осуществляется в муниципальных образовательных организациях дополнительного образования детей.
В целях ранней профориентации школьников на востребованные в крае профессии и специальности осуществляется поддержка образовательных организаций дополнительного образования. Депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края оказывается содействие в улучшении их материально-технической базы, укреплении сотрудничества с общеобразовательными, профессиональными образовательными организациями и вузами.
В рамках профориентации серьезное внимание уделяется развитию профильного обучения на уровне среднего общего образования. Доля старшеклассников 10-х и 11-х классов, выбравших профильное обучение, в 2017 — 2018 учебном году составила 66 %, это почти 30 тысяч человек. В 607 школах (50 %) работают 1693 профильных класса и группы.
Среди популярных профессий и специальностей, имеющих наибольший прием, лидируют повара, автомеханики, среди специальностей – педагогика, информационные технологии, автомобильный транспорт и строительные технологии.
На основе данных анализа кадровых потребностей региона лицензируются новые программы профессионального образования, в том числе в области тепло- и электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, защиты в чрезвычайных ситуациях, пожарной безопасности, операционной деятельности в логистике.
Основная задача системы профессионального образования региона – качество подготовки молодых специалистов, соответствие их компетенций быстроменяющимся технологиям как в сфере производства, так и в сфере услуг. Для ее решения внедряются международные стандарты подготовки рабочих кадров по профессиям из списков ТОП-50 и ТОП-регион, внедряются практико-ориентированные модели обучения. Региональный перечень востребованных и перспективных профессий включает 26 направлений подготовки и может быть расширен в соответствии с потребностями экономики края. Содержание образовательных программ варьируется с учетом перспектив развития отраслей экономики и производства, требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников. Образовательный процесс ориентирован на формирование практических навыков обучающихся, их непосредственное участие в производственной деятельности.
В качестве одного из перспективных способов формирования прочных практических навыков обучающихся, а также содействия в их трудоустройстве используется формирование студенческих трудовых отрядов, которые направляются для работы на конкретных объектах. Это направление активно развивается в профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории города-курорта Сочи. На основании договоров с работодателями при содействии Регионального штаба Российских студенческих отрядов, Центра молодежных инициатив студенческие отряды Сочинского профессионального техникума, Сочинского колледжа поликультурного образования и Сочинского торгово-технологического техникума направляются на объекты строительства, в том числе жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (арматурщики, бетонщики). Обучающиеся обеспечиваются полным социальным пакетом и заработной платой.
В целях развития форм сотрудничества, повышения качества профессионального образования в крае запущен проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», направленный на развитие новых механизмов кадрового обеспечения отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов и передовых технологий. Мероприятия проекта позволяют усилить практико-ориентированность обучения и готовить специалистов без отрыва от реальных производственных условий. Данный проект реализуется совместно с департаментом промышленности Краснодарского края, отраслевыми работодателями.
Важная роль в формировании практических навыков обучающихся отведена профильным производственным организациям – социальным партнерам, которые в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве обеспечивают профессиональные образовательные организации расходными материалами, предоставляют места студентам для прохождения практики, организуют стажировку мастеров производственного обучения. Они включены в общественные институты управления, участвуют в образовательном процессе с целью повышения профессионального уровня выпускников, профориентации школьников.
Одним из активных социальных партнеров системы образования края является Региональная общественная организация «Федерация конного спорта Краснодарского края», благодаря которой решены следующие задачи:
выстроена система подготовки рабочих кадров для коневодства на базе Курганинского аграрно-технологического техникума, тренеров по конному спорту на базе Кубанского университета физической культуры, спорта и туризма;
восстановлена база для разведения лошадей, в том числе племенного;
сформирован цикл конно-спортивных соревнований;
создана и функционирует сеть образовательных организаций дополнительного образования по конному спорту.
При этом существует и ряд проблем, в числе которых:
несовершенство нормативного регулирования сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с иными организациями;
отсутствие достаточных правовых механизмов, побуждающих работодателей софинансировать подготовку профессиональных кадров;
неопределенность порядка использования на условиях аренды оборудования и производственных участков организаций для практического обучения студентов;
возрастное ограничение для участников студенческих трудовых отрядов на получение допуска к работе на сельхозтехнике, сложном оборудовании, выполнению отдельных видов операций;
невозможность получения профессиональными образовательными организациями, осуществляющими производственную деятельность, мер государственной поддержки, предусмотренных для субъектов экономической деятельности.
Ознакомившись c системой профессионального образования Краснодарского края, участники выездного заседания отмечают эффективную работу по подготовке востребованных квалифицированных кадров с учетом региональных особенностей развития экономики и рынка труда.
С учетом важности и актуальности обсуждаемого вопроса, участники выездного заседания Комитета решили:
1. Одобрить опыт работы Краснодарского края в развитии системы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики региона. Предложить субъектам Российской Федерации использовать этот опыт в своей деятельности.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о:
внесении изменений в пункт 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», предусмотрев возможность приравнять профессиональные образовательные организации сельскохозяйственного профиля, имеющие опытные и учебно-производственные хозяйства, в том числе машинно-тракторные станции, к сельскохозяйственным товаропроизводителям, независимо от доли их доходов от реализации сельскохозяйственной продукции;
внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрев предоставление профессиональным образовательным организациям, осуществляющим производственную деятельность и являющимися поставщиками (подрядчиками, исполнителями), преимущества в отношении предлагаемой цены контракта на товары, работы и услуги;
закреплении за работодателями обязанности предоставлять сведения о перспективной потребности в профессиональных квалифицированных кадрах;
предоставлении возможности получения обучающимися по направлениям подготовки, требующим разрешения на работу со сложными механизмами (сельскохозяйственные машины, дорожно-строительная и иная техника), соответствующего допуска с 16 лет;
формировании на федеральном уровне механизмов использования оборудования и производственных участков организаций на условиях аренды в целях создания правовых условий для развития практико-ориентированных моделей обучения с участием работодателей;
развитии инструментов укрепления взаимодействия профессиональных образовательных организаций с торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации, отраслевыми объединениями (ассоциациями) работодателей в части определения потребности в рабочих кадрах по отраслям экономики с учетом требований к их профессиональной компетенции;
разработке примерного договора о сетевой форме реализации образовательных программ.
3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о дополнительном правовом регулировании механизмов сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций между собой по подготовке кадров аналогичных профессий и специальностей, а также профессиональных образовательных организаций с общеобразовательными организациями, образовательными организациями дополнительного образования в части работы по профориентации школьников;
разработать программу специальной подготовки (стажировки) работников производственных организаций, обеспечивающих проведение практики обучающихся с выдачей соответствующего сертификата;
включить в перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 года № 1199, профессии коновода, берейтора молодых лошадей и помощника начкона;
изучить возможность проведения соревнований (конкурсных заданий) Национального чемпионата «Молодые профессионалы» на реальных производственных объектах в целях снижения бюджетных затрат, повышения мотивации и ответственности участников чемпионата;
изучить и распространить опыт Краснодарского края в части:
квотирования рабочих мест для молодежи (несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые);
организации профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, в том числе не получивших общего образования.
4. Предложить членам Совета Федерации — участникам настоящего заседания проинформировать Комитеты Совета Федерации, членами которых они являются, об итогах настоящего заседания и рекомендовать поддержать его решение.
5. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре провести в период осенней сессии 2018 года заседание «круглого стола» на тему: «О законодательном обеспечении подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов Российской Федерации».